Живая Эзотерика » Статьи » Теория. Альтернативный взгляд. » Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть шестая
Автор: aleksandr-burylov
14 марта 2012, Среда
2 821

Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть шестая

В шестой части статьи речь идет о подведении итогов рассмотрения закономерностей организационного плана природы мира и начале рассмотрения наброска теории развития природы мира: движение и развитие, пространство и время как абстрактная форма выражения противоречия конвергентного и дивергентного планов развития Мироздание в аспекте противоречия
его организации и развития

Часть шестая

Организация природы основной формы мира

В.В. Орлов в работе «Предмет, структура и проблемы философской теории пограничных проблем науки» следующим образом определяет целостную концепцию формы материи:
«Каждая основная форма материи имеет…многоуровневую структуру, главенствующую (определяющую) роль в которой играет собственно высший, специфический уровень, выступающий, следовательно, в качестве основного интегратора этой ступени развития. Для исчерпывающего описания каждой формы материи необходимо поэтому познание каждого из подчиненных уровней и создание целостного специфического описания, определяющегося собственно высшим уровнем.

В связи с целостной концепцией формы материи обнаруживается далее ряд синтетических закономерностей развития материи…: закономерность повторения основных этапов…развития в структуре сложного многоуровневого объекта (всеобщий генетический закон, частным случаем которого является биогенетический законМюллера-Геккеля); закономерность конвергентного развития материи – сокращения распространенности форм материи при аккумуляции (концентрации) и обобщении всего многообразия содержания низших ступеней развития в высших»

Предложенная В.В. Орловым концепция основной формы мира представляет собой большой шаг вперед в исследовании организационного строения природы мира в интенсивном плане природы мира. В диалектико-дуалистической концепции основной формы мира концепция В.В. Орлова (её существо) занимает место одной стороны (интенсивного плана) концепции основной формы мира.

Рассмотрим с позиций диалектического дуализма строение основной формы мира (физической, химической, биологической, социальной) в системно-организационном плане.

Основная форма мира со стороны организации выступает в двух планах строения: интенсивном и экстенсивном.
Интенсивный план организации природы основной формы мира. Согласно концепции Орлова основную форму мира можно представить как иерархическую многоуровневую систему, объединенную в целостность высшим интегрирующим уровнем организации, дающим и название всей форме мира. Интенсивный план организации основной формы мира выступает разрешением противоречия включенного низшего, или теневого низшего, и собственно высшего, результатом чего и выступает развернутая системная иерархия многоуровневой структуры основной формы мира, или интенсивный план организации основной формы мира.

Интенсивный план, раскрывая природу формы мира посредством выражения специфичности содержания на собственно высшем уровне и адекватном, изоморфном природе собственно высшего теневом включенном низшем, составляет сущность этой формы мира, её внутреннее собственное содержание, общность внутренней природы представляющих форму мира предметов.

Экстенсивный план организации природы основной формы мира. Этот план организации природы основной формы мира в противоположность интенсивному плану как явление сущности. Организация формы мира здесь выступает предметным разнообразием как явление единой внутренней природы, или сущности, формы мира.

Далее следует отметить, что интенсивный план выступает итогом конвергентной закономерности развития природы мира как процесса аккумуляции содержания во внутренней природе предметов, экстенсивный же план выступает итогом дивергентной закономерности развития природы мира как процесс развертывания внутренней природы (сущности) формы мира во внешнепредметное многообразие, или явление сущности формы мира.
Наглядным представлением разрешения противоречия интенсивного и экстенсивного планов организации формы мира, реализующихся в конвергентной и дивергентной закономерностях развития, выступает «древо» организации-развития формы мира, в котором роль «ствола» и мощных «ветвей» выполняет сущность формы мира (интенсивный план организации-развития), а роль «кроны» из обилия «листьев» выполняет предметное разнообразие, выступающее явлением сущности формы мира (экстенсивный план организации-развития), или иерархия частных вариаций-проявлений сущности в предметном разнообразии формы мира.

* * *
Подводя итог рассмотрения организационного плана строения мира, суммируем описанные особенности, закономерности организации природы мира:

• Системная иерархическая организация мира представляет собой «древо», состоящее из уровней организации природы мира – основных форм мира – и их подуровней. «Ствол» организационного древа мира составляет последовательность основных форм мира как разрешение противоречия низшего и высщего, развертывающее природу мира в конвергентную пирамиду форм мира от физической формы до социальной (человек). «Крону» организационного древа мира составляет предметное разнообразие, выступающее явлением сущности основных форм мира, организованное в комбинированные формы мира (ценозы) в ценотическом плане организации природы мира в системно-иерархическую организацию вселенной. Вселенная выражает пространственный аспект организационного «древа» мира, предметную наполненность мироздания.

• Выражая организацию природы мира через «свое другое» (развитие) – противоречие конвергентной и дивергентной закономерностей развития природы мира, - можно сказать, что, выступая итогом конвергентной закономерностей развития, аккумуляция содержания в интенсивном плане проходит путь основных форм мира от низшего физического (и может быть субфизического) к вершине «пирамиды» основных форм – человеку. От широчайшей распространенности предметного разнообразия на низших формах мира (физическое, химическое, биологическое) до единой физической, химической и биологической основы предметного тела человека (социальной формы мира).

Нужно четко понимать, что человек выступает вершиной конвергентной закономерности развития исключительно в отношении физического плана мироздания, в отношении химической и биологической эволюции на основе внешней (как окружающей) и внутренней (как входящей в собственную интегральную природу высших уровней) физической основе-субстрата, фундамента построения химического, биологического и социального предметного разнообразия.

На тонких высших планах бытия физическая грубая материя уже отсутствует. Там низшей основой, фундаментом построения предметного разнообразия выступают по мере восхождения к высшему: астральная материя, ментальная материя, нирваническая материя. Эволюция, переходя с наиболее грубоматериального физического плана мироздания на более тонкий астральный план, в отношении венца развития на физическом плане – человека, выставляет ему требование возвыситься в своем духовном развитии от грубых вибраций (грубой энергетики) физического плана мира и перейти к дальнейшему этапу развития уже на тонком астральном плане без грубого физического тела в эволюционном состоянии вознесенного человечества (где пребывают духовные наставники нашего человечества, погруженного в физический грубоматериальный мир).

Для эволюционного цикла Махаманвантары человек не венец эволюции, а её серединная поворотная точка от инволюции мирового потока жизни к собственно эволюции (от предельного погружения в недра материи к полюсу грубой материи к обратному восхождению уже к полюсу «чистого» духа)

• Основание «пирамиды» служит средой обитания, широкой низшей основой для высших форм мира (физическая среда для химического, физическая и химическая среда для биологического, физическая, химическая и биологическая среда для социального). Выступая итогом дивергентной закономерности развития экстенсивный план организации мира есть ценотическая системная иерархическая организация предметного многообразия основных форм мира во вселенную грубоматериального физического плана бытия мира, включающую в иерархическую организацию своей природы комплексные формы природы мира.

Таким образом, собственные закономерности организационного плана природы мира можно определить так:

1. Иерархическое уровневое строение природы мира, его форм, образующих целостную системную организацию.

2. Конвергентный характер распространенности основных форм мира в последовательности от низших к высшим, образующих «пирамиду» с человеком (социальной формой) на вершине эволюции на физическом (грубоматериальном) плане мирового эволюционного цикла (Махаманвантара), а в основании «пирамиды» - физическая (возможно субфизическая) форма мира. Эта закономерность организации мира есть разрешение противоречия интенсивного и экстенсивного планов организации мира между низшим и высшим в их свободной форме существования (невключенного во внутреннюю природу более высокой интегративной организации, а «сами по себе») как собственная среда, пространство, царство – физическое, химическое, биологическое, социальное.

3. Аккумуляция содержания низших форм мира в интегральной природе высших форм мира через включение низших уровней организации мира в интегральную природу высших форм мира как снятой, теневой низшей основы высшего. Эта закономерность организации интенсивного плана природы мира есть разрешение противоречия низшего и высшего как противоречия внутренней природы формы мира.

4. Ценотическая иерархическая организация предметного разнообразия основных форм мира в комплексные формы мира, имеющая пределом высшую форму ценотической организации – вселенную.

5. Отношение низших форм организации мира к высшим в качестве широкой низшей основы, среды существования для высших форм мира. Если в интенсивном плане конвергентный характер распространенности основных форм мира выражается в последовательности от низших к высшим и сопряжен с аккумуляцией содержания во внутренней природе форм мира, то в экстенсивном плане ценотической организации форм мира во вселенной в направлении от высших форм к низшим бόльшая количественная и пространственная распространенность предметной формы существования низших форм по отношению к высшим обусловливает их специфическое значение для существования высших форм мира. В экстенсивном плане низшие формы мира представлены по отношению к высшим как свободное невключенное низшее, внешняя среда существования, обеспечивающая высшим формам мира обмен веществ для их существования (функционирования) и развития.

6. Дивергентный характер развертывания предметного разнообразия основных форм мира в направлении от низших форм мира к высшим с увеличением качественного богатства этого разнообразия. Если в плане количественно-пространственной распространенности во вселенной низшие формы мира преобладают над высшими (конвергентная закономерность), то в плане качественного предметного разнообразия высшие формы богаче низших. Данная закономерность выступает следствием разрешения противоречия интенсивного и экстенсивного планов природы мира. Чем сложнее интенсивный план (внутренняя природа) формы мира, тем она ýже количественно-пространственно представлена во вселенной и тем более широко, богато представлена она качественным предметным разнообразием экстенсивного плана (внешней природы, предметной среды) данной формы мира.

* * *
Рассмотрев природу мира как разрешение противоречия организации и развития в организационном аспекте природы мира, перейдем теперь к рассмотрению природы мира в противоположном аспекте – в плане развития как возникновения, изменения, перехода содержания мира из одних форм её выражения в другие. При этом следует помнить, что оба аспекта природы мира (организация и развитие) всего лишь противоположные стороны общей для них природы мира, специфическими средствами выражающие тождественность мира самому себе.

Набросок теории развития природы мира

Положительное изложение наброска теории развития можно дать в процессе критического анализа диалектико-материалистической концепции развития В.В. Орлова с позиций диалектического дуализма. За основу для анализа возьмем работу В.В. Орлова «Развитие материи как закономерный процесс» (В одноименном сборнике. Пермь, 1978).
Движение и развитие

«Движение – это изменение вообще. Развитие, включая в себя признак движения, обладает дополнительным, специфическим признаком изменения от низшего к высшему, от простого к сложному».

Логика автора предельно ясна. Если движение есть изменение вообще, то развитие есть прогрессивное изменение (от низшего к высшему), или просто прогресс. В этом случае движение есть абстрактная сторона развития, фиксирующая просто изменение. Это положение (абстрактная сторона развития) нельзя понимать иначе как то, что движение по своему определению не способно схватить, выразить специфику развития как прогресс, а не просто «изменение вообще». Далее можно утверждать, что, поскольку развитие есть специфическое изменение (прогресс), а движение есть абстрактное изменение вообще, то сферы их действия далеко не равны. Движение охватывает все изменения, а развитие – только прогрессивные.

В.В. Орлов делает из своего определения движения и развития неправомерный вывод о том, что развитие является универсальным, а движение – его абстрактной стороной:
«Развитие…отчетливо выявляется только в достаточно крупных и целостных процессах, …в достаточно крупных интервалах изменений…, выступая в предельно абстрактном плане как разновидность движения, развитие является всеобщим и всеохватывающим процессом, «абстрактным» моментом или стороной которого выступает развитие».

Данный вывод противоречит определению движения и развития, сформулированному самим автором. Если развитие является «всеобщим и всеохватывающим процессом», то тогда прогрессивное изменение универсально, всеобще, лишено специфики, отделяющей прогресс от «изменения вообще».

Прогрессивное изменение не обладает статусом всеобщности. Ему как специфической разновидности «изменения вообще» противостоит «одноплоскостное развитие» (на языке теории эволюции – идеоадаптационное видообразование, или развитие в рамках одного уровня организации) и «дегенеративное развитие» (развитие от сложного к простому, от высшего к низшему – например, видообразование паразитов).

На мой взгляд, неоправданно противопоставлять понятия движения и развития как абстрактное и конкретное и тем более неоправданно сводить развитие к специфической разновидности изменения – прогрессу. Противопоставление движения и развития сложилось, по-видимому, исторически. Вероятно, практика употребления термина развитие как содержательного философского и частно-научного понятия изменения, прогрессивного изменения в особенности, со временем вытеснила термин движение. Абстрактную сторону развития, как изменения вообще, мне кажется, выражают понятия времени и пространства.

Время и пространство
Время как абстрактная сторона развития
Содержание мира посредством развития переходит из одних форм выражения природы мира в другие. Время выражает последовательность перехода содержание мира из одной формы в другую по «стреле времени» как переход от прошлого к будущему. Разрешением противоречия времени как противоположности прошлого и будущего выступает квант времени – настоящее.

Квант времени дуален по природе, поскольку выступает, с одной стороны, неизменным, далее неделимым на прошлое и будущее, а, с другой стороны, он содержит и прошлое и будущее, будучи их посредником, связывая прошлое и будущее в единый процесс длящегося времени. Это означает, что в природе кванта времени содержится весь мир целиком. В каждом моменте настоящего мир слит в единство, непрерывность развития, временного мирового процесса. Но эта непрерывность времени, развития базируется на квантовой дискретности временного процесса.

Каждая конечная вещь, предмет, явление, событие мира существует в определенном временнóм интервале природы мира как целого. Поскольку содержание мира, как всеобъемлющего целого, постоянно, неизменно, то время, будучи внутренним моментом, абстрактной стороной природы мира, имеет вполне определенную структуру, отражающую организационное строение природы мира.

Любое конечное событие мира имеет строгую временнýю привязку в структуре природы мира. Временнóе событие выступает конечным как прошедшее (т.е. отсутствующее в настоящем, уже завершенное) или предстоящее (т.е. отсутствующее в настоящем, еще не наступившее). Вместе с тем, любое временнóе событие бесконечно, непреходяще как неустранимый, обязательный элемент природы мира как всеохватного целого. Квант времени есть миг, преходящий момент в процессе перехода от прошлого к будущему в нескончаемой череде квантов временнóго процесса. И квант времени есть момент вечности, обусловливающий слитность, непрерывность временнóго процесса перехода от прошлого к будущему, неся в себе весь мир.

Противоречие любого временнóго события как конечного и вместе с тем бесконечного определяется дуальностью природы проявленного мира. Когда
мы приходим к диалектическому взгляду на природу мира как противоречия своих сторон (целого и части, единого и множественного и т.д.), то и любое временнóе событие мира несет в себе противоречивую природу мира, выступая одновременно конечным и бесконечным. Хорошим наглядным примером диалектического соединения конечного и бесконечного в одном временнóм процессе является круговое движение: конечный круговой цикл движения неограничен в свей цикличной повторяемости. Также парадокс возникновения с примером курицы и яйца. Не имея выбранной точки отсчета (начало – это курица или все же яйцо?), мы получаем бесконечность порождения противоположностями друг друга (курица вечно порождает яйцо, а яйцо вечно порождает курицу).

Пространство как абстрактная сторона развития

Пространство по теме исследования мироздания в аспекте противоречия его организации и развития рассмотрим в аспекте последовательности распространенности основных форм мира по временнóй оси координат от прошлого к будущему. Здесь каждая «нижележащая» по времени происхождения основная форма мира (низшая простая по своей интенсивной природе) выступает для высшей формы мира широкой пространственной средой обитания, представляющей собой невключенную, свободную форму существования низшей формы мира.

Пространство и время как абстрактная форма выражения противоречия конвергентного и дивергентного планов развития

Пространство и время как абстрактные стороны развития выражают своими средствами разрешение противоречия конвергентного и дивергентного планов развития, развертывающего организацию природы мира посредством развития по «вертикали-магистрали» от простого к сложному и по «горизонтали-тупиков» совместного существования разноуровнего по степени организации своей внутренней природы предметного многообразия разных основных форм мира (существования сообществ, или ценозов, комплексных форм мира – внешнепредметного плана вселенной). В абстрактной форме выражения конвергентный и дивергентный планы развития-организации образуют «древо» природы мира, образуемое «магистралью» и «тупиками» развития-организации.

Таким образом, пространство и время позволяют в абстрактной форме «древа» выразить природу мира через разрешение противоречия организации и развития в их аспекте конвергентной и дивергентной направленности мирового процесса.

голосов: 0
рейтинг: 0
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Живая Эзотерика. Магия внутренней вселенной человека. © 2005-2023
Для получения статистической информации и нормального функционирования наш сайт собирает метаданные посетителей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении).
Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт. Подробнее читайте в политике конфиденциальности сайта и форума Живой Эзотерики


Рейтинг@Mail.ru