Живая Эзотерика » Статьи » Прочее » Диалектика – ключ (один из) к познанию мироздания
Автор: aleksandr-burylov
01 июля 2009, Среда
3 402

Диалектика – ключ (один из) к познанию мироздания

Почему диалектика как метод, инструмент познания адекватна предмету познания – миру? Для ответа на этот вопрос обратимся к к эзотерическому представлению о природе мира. Причиной и основанием существования мира выступает Единый, Абсолют, Бог. До проявления мира нет ни бытия (существования), ни духа и материи (поскольку бытия – нет) ничего другого, что составляет природу мира. Бог есть Свет (абсолютный, т.е. ни свет, ни тьма, не их смешение) и Бог есть Слово (творящий Логос).

Чтобы проще, нагляднее представить себе процесс «творения» (в эзотеризме этот термин не приветствуется), правильнее сказать проявления мира, обратимся к простой и наглядной аналогии. Как рождается видимый (проявленный) мир на примере механизма призмы. Направляем на призму белый свет (для глаза однородный) и за призмой получаем расщепление однородного (аналогия Единого) света на узкие частотные спектры (для глаза – многоцветье проявленного мира).
Проявленный мир рождается в процессе развертывания природы Единого на полярные стороны – атрибуты природы мира. Это есть вступление в эволюционный цикл (махаманвантара) «действующих лиц»: дух и материя, низшее и высшее, свет и тьма, добро и зло, содержание и форма и т.д. Т.о., с момента зарождения мира главной его характеристикой является двойственность, противоречивость его природы. Мир соткан из противоположностей (полюсов, полярных пар). Взаимоотношения этих противоположностей, их развитие (Взаимозависимости, взаимопроникаемости, пересекаемости) слагают содержание мира, на языке эзотеризма именуемое как Покров Иллюзии
(вспомним призму: за многоцветьем мира скрыт единый белый свет), или Майя.

Исходя из представления о природе мира как о выражении природы Единого через раздвоение единого на полярные стороны, выражающие Его (Реальности) природу, становится понятным познавательная роль диалектического метода исследования мира.

Комментарий к ТЕМАМ ИССЛЕДОВАНИЙ
из ЗАПИСИ ДИАЛОГОВ С КОСМИЧЕСКИМ РАЗУМОМДиалектика – ключ (один из) к познанию мироздания26 октября 1989 года. «Четвертый универсальный закон Космоса: «Как вверху, так и внизу» …станет центральной мыслью в создании нового философского учения, которое, взяв основой второй универсальный закон Космоса (Взаимозависимости, взаимопроникаемости, пересекаемости), развив понятие единства и борьбы противоположностей, предложит в качестве идеи нового учения развитие понятия периодичность…»
Диалектика имеет своим предметом исследование природы взаимоотношения противоположностей в противоречии. Диалектика исследует противоположности в своей сфере – сфере логики и, соответственно, средствами логики.

Почему диалектика как метод, инструмент познания адекватна предмету познания – миру? Для ответа на этот вопрос обратимся к к эзотерическому представлению о природе мира. Причиной и основанием существования мира выступает Единый, Абсолют, Бог. До проявления мира нет ни бытия (существования), ни духа и материи (поскольку бытия – нет) ничего другого, что составляет природу мира. Бог есть Свет (абсолютный, т.е. ни свет, ни тьма, не их смешение) и Бог есть Слово (творящий Логос).

Чтобы проще, нагляднее представить себе процесс «творения» (в эзотеризме этот термин не приветствуется), правильнее сказать проявления мира, обратимся к простой и наглядной аналогии. Как рождается видимый (проявленный) мир на примере механизма призмы. Направляем на призму белый свет (для глаза однородный) и за призмой получаем расщепление однородного (аналогия Единого) света на узкие частотные спектры (для глаза – многоцветье проявленного мира).

Проявленный мир рождается в процессе развертывания природы Единого на полярные стороны – атрибуты природы мира. Это есть вступление в эволюционный цикл (махаманвантара) «действующих лиц»: дух и материя, низшее и высшее, свет и тьма, добро и зло, содержание и форма и т.д. Т.о., с момента зарождения мира главной его характеристикой является двойственность, противоречивость его природы. Мир соткан из противоположностей (полюсов, полярных пар). Взаимоотношения этих противоположностей, их развитие (Взаимозависимости, взаимопроникаемости, пересекаемости) слагают содержание мира, на языке эзотеризма именуемое как Покров Иллюзии
(вспомним призму: за многоцветьем мира скрыт единый белый свет), или Майя.
Исходя из представления о природе мира как о выражении природы Единого через раздвоение единого на полярные стороны, выражающие Его (Реальности) природу, становится понятным познавательная роль диалектического метода исследования мира.

«…развив понятие единства и борьбы противоположностей…»
Сколько-нибудь внятной теории диалектического противоречия я не встечал. Гегель дал пример применения диалектики в своих трудах (откуда впоследствии отпрепарировали законы диалектики: единства и борьбы противоположностей , отрицания отрицания, перехода количества в качество) , но не занимался теорией самой диалектики. Ленин (посредственный философ) дал несостоятельное определение диалектики как учения о развитии. Советские партийные философы давали оценку диалектике в рамках её ленинской интерпретации. Разумеется диалектика приложима к проблеме развития (отношения низшего и высшего, актуального и потенциального и т.д.), но не более чем к прочим областям познания: к проблемам становления (отношения бытия и небытия), отражения (отношения идеального и материального), познания (отношения знания и неведения), параллельных миров (отношения единства и множественности), проявления мира (отношения содержания и формы, программы и полей времени) и т.д.
Наиболее касающееся сути диалектики описание диалектического отношения противоположностей (из известного мне) дал теолог К. Барт: «Истинный диалектик знает…, что прямое утверждение…истины, каким бы – положительным или отрицательным – оно ни было, невозможно и что оно не будет в действительности утверждением истины… нам остается…только связывать постоянно одну с другой две позиции, положительную с отрицательной, объяснять «да» посредством «нет» и «нет» посредством «да», никогда не останавливаясь на «да» или «нет».

Куда можно «развить понятие единства и борьбы противоположностей».Нужно рассмотреть понятие единства и борьбы противоположностей, как собственный специфический предмет диалектики.

В чем отличие диалектической логики от формальной (т.е. есть ли у диалектики свой предмет)? В формальной логике противоречие означает ложность (ошибочность) того или иного утверждения, суждения. Истинным может быть только одно суждение о предмете в формулировке «да» или «нет». Предмет в сфере формальной логики должен однозначно соответствовать ответу на сежденин о нем: либо «да», либо «нет». Ответ «и да, и нет» здесь под запретом – это формально-логическое противоречие. В диалектической логике, наоборот, ответ предполагает истинным утверждение о предмете «и да, и нет». Причина в том, что диалектика рассматривает предмет с позиции его двойственной противоречивой природы. Если для формальной логики предмет «простой как три рубля» или черный или белый, или горячий или холодный и т.д., то для диалектической логики предмет обладает двумя сторонами: в одном отношении «предмет белый», но в другом отношении «предмет черный». Этот диалектический подход к природе предмета хорошо известен в народной мудрости как «две стороны одной медали». У предмета таких «двух сторон» великое множество. Это содержание двойственной природы любого предмета проявленного мира.


Важный вопрос в теории диалектики: каково соотношение сторон в противоречии. Этого вопроса в своих работах касались Ленин и Маркс. Ленин «К вопросу о диалектике»: «Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение». Такая трактовка недиалектична. Единство противоположностей как условно, относительно (поскольку полярные стороны выражают природу предмета через различие), так и абсолютно, ибо полярные стороны есть лишь форма выражения единой природы предмета, принадлежат предмету как их общему носителю. Также и борьба противоположностей в одном отношении абсолютна (это выражается в неустранимости отношения полярности в их отношениях), а в другом относительна, т.к. в полярной форме они все же выражают единую целостную природу предмета. Смысл абсолютности борьбы в том, что переход одной противоположности в другую не означает устранения противоречия, а означает, что полярные стороны поменялись местами при сохранении ими отношения борьбы, полярности, исключения ими друг друга. Если же из противоречия удалить одну сторону из пары противоположностей, то вторая сторона утратит статус противоположности, что приведет к «смерти» диалектического противоречия.
Вопрос о равноправии сторон в противоречии или их неравенстве рассматривается в коллективном труде «Материалистическая диалектика» (Мысль,1982): «Равноценны ли тезис и антитезис…антиномий? …нет. Одна из противоположностей является более фундаментальной, существенной, тогда как другая – формой проявления сущности. …Так антиномия конечного и бесконечного разрешается благодаря пониманию бесконечного как процесса перехода одного конечного в другое…Разрешение антиномии необходимости и случайности…связано с пониманием необходимости в качестве основания, сущности случайности…К. Маркс, подчеркивая неравноценность противоположностей, писал: «…свойство быть крайностью кроется все же лишь в сущности одной из них, в другой же крайность не имеет значения истинной действительности. Одна из крайностей берет верх над другой. Положение обеих не одинаково». Здесь утверждается одностороннее превосходство одной противоположности над другой, что неизбежно должно привести к «смерти» самого противоречия. Диалектическое противоречие лишь тогда дает жизнь заключающему его предмету, когда полярные стороны находятся в отношении взаимной первичности-вторичности. Полярности равноправны, но это не равенство уравновешивания друг друга, а равенсто взаимного пересиливания друг друга (попеременное).
Итак, противоположности в противоречии имеют равный статус, так как обе они «сильнее» и «слабее» друг друга, взаимно производят друг друга как своё другое, выступают отношением взаимной первичности-вторичности.
Эти абстрактные рассуждения требуют наглядных иллюстраций. Пример с воздушным пропеллером. Две лопасти. Одна в верхнем положении, другая – в нижнем. Переход в «своё другое». При вращении лопасти меняются местами: «верхняя» становится «нижней» и, наоборот. Единство и борьба. Борьба: лопасти всегда остаются полярными, противоположно расположенными сколько бы мы ни вращали пропеллер. Единство: при всей своей полярной диспозиции лопасти есть части единого – принадлежат пропеллеру.
Пример качели. Также иллюстрирует единство и борьбу, переход в своё другое. Обе «сильнее» и «слабее» друг друга. Противоречие сторон качели (правого и левого плеча) приводит качель в действие только, когда попеременно каждая противоположность становится сильнее другой (перевешивает другую). Если же односторонне одно плечо качели («первичное», «сущностное») сильнее другого («вторичное», «производное»), то, вопреки утверждению основателя марксизма, качель работать не будет. Аналогичный пример с работой (разрешением противоречия) двуручной пилы. Пила только тогда работает, когда её противоположные стороны попеременно одолевают друг друга, никогда не превосходя «своё другое» по рецепту классиков марксизма-ленинизма – в одностороннем порядке.

Структура диалектического противоречия. Структура трехчленна. Главный, но зачастую неявный, невскрытый в процессе познания, элемент противоречия – это носитель противоречия. 2-й и 3-й элемнты – полярная пара сторон природы носителя противоречия. Пример. Материализм объявляет в противоречии материи и сознания (материи и духа) базовой противоположностью материю, а сознание (дух) – производным и, т.о. решает гл. вопрос философии о первичности-вторичности начал мира. «Основной вопрос философии» материализма рожден непониманием трехчленной структуры противоречия. Носитель противоречия – мир – материализм подменил понятием материи. Одна сторона противоречия (материя) заняла место носителя обеих сторон (мир). В результате получаем логически несостоятельную конструкцию. Материя оказывается разом и противоположностью духа и его носителем. В итоге сознание (дух) принадлежит материи, ибо она носитель сознания, а следовательно сознание – материально (это есть логически последовательный вульгарный материализм). Материализм приводит массу ухищрений, чтобы выпутаться из этой логической несуразицы. С позиции структуры диалектического противоречия дело обстоит так. Материя и дух выступают полярными сторонами их носителя – мира (точнее – Единого, Реальности). В этом противоречии мира дух и материя – равные стороны, дающие жизнь, развитие друг другу. В Тайной Доктрине плоть мира в процессе проявления (Махаманвантары) именуется дух-материя.

Статус понятия «периодичность» в «новом философском учении» требует отдельной статьи. Проблема периодичности рассматривается как в самих ЗАПИСях ДИАЛОГОВ С КОСМИЧЕСКИМ РАЗУМОМ, так и в Тайной Доктрине.



голосов: 0
рейтинг: 0
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Живая Эзотерика. Магия внутренней вселенной человека. © 2005-2023
Для получения статистической информации и нормального функционирования наш сайт собирает метаданные посетителей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении).
Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт. Подробнее читайте в политике конфиденциальности сайта и форума Живой Эзотерики


Рейтинг@Mail.ru