Живая Эзотерика » Статьи » Теория. Альтернативный взгляд. » СИНЕРГЕТИКА - концепция абсолютизации самоорганизации
Автор: aleksandr-burylov
17 мая 2012, Четверг
27 103

СИНЕРГЕТИКА - концепция абсолютизации самоорганизации

Развитие оказывается радикально несостоятельным, если мы пытаемся свести его к одной стороне (внутренней) - к саморазвитию. Второй половинкой развития (полярной «само») выступает внешняя среда («свое другое» само), или тот фактор развития, организации, который синергетика намеренно выносит за скобки, за пределы исследования самоорганизации, саморазвития – это так называемые «определенные условия». СИНЕРГЕТИКА
- концепция абсолютизации самоорганизации


Синергетика была основана в области термодинамики открытых неравновесных динамических систем. Впоследствии сторонники синергетики направили свои усилия на распространение принципов синергетики на иные области знания. Ныне приверженцы синергетики придают ей статус междисциплинарной универсальной науки.

Принципы синергетики предполагают:

• Закономерности синергетической самоорганизации, саморазвития универсальны. Они применимы не только к области физики, но также и к сфере химии, биологии и социальным дисциплинам

• Механизм самоорганизации (саморазвития) требует наличия ряда условий: 1) открытости 2) неравновесности динамических систем; 3) флуктуаций в системе; 4) состояния критической неравновесности – т.н. точки бифуркации; 5) совместное наличие первых 4-х условий не является достаточным для самоорганизации без дополнительного условия наличия «определенных условий», при которых только система становится способной к акту самоорганизации.

Сторонник распространения принципов синергетики на социальную сферу Василькова В.В. для описания процесса самоорганизации в области социальных процессов ставит дополнительные методологические требования: привлекать при исследовании принцип изоморфизма (включая в ряде случаев принцип гомоморфизма) и использовать также принцип аналогий.

Синергетическая логическая схема самоорганизации антидиалектична


Система естественным эволюционным путем подошла к крайне неравновесному состоянию – точке бифуркации. В этот момент в своей внешней среде система находится «в определенных условиях». Эти «определенные условия» детерминируют состояние системы таким образом, что «случайная флуктуация» на микроуровне системы детерминирует состояние всей системы, побуждая совместно с внешними «определенными условиями» переход системы из крайне неравновесного бифуркационного состояния (точки выбора конкретного будущего состояния системы) в новое устойчивое состояние, характеризующееся повышенным уровнем организации в сравнении с исходным.

По предложению Васильковой В.В. проиллюстрируем приведенную схему аналогией из сферы социальных явлений. Аналогия взята из рассказа О`Генри «Золото и любовь». У миллионера-отца сын влюблен в девушку из высшего света, которая сама благосклонно относится к юноше, но общаются они слишком ограниченно для серьезного развития отношений. Чтобы отношениям молодых людей дойти до состояния бифуркационной точки недостает двух синергетических условий: необходимы «определенные условия», при которых «случайная флуктуация» сподвигнет исходную систему к скачку самоорганизации. У юноши не хватает находчивости, чтобы вторгнуться распорядок светской жизни девушки. Помог случай (флуктуация). Встречая девушку из путешествия у юноши по распорядку дня девушки имеется всего 6 минут для решительного объяснения с ней и предложения «руки и сердца». Эта встреча по распорядку светской жизни девушки не из числа флуктуаций, достаточных для перевода системы на новый уровень организации (не способна привести молодых «под венец»). Но решающая флуктуация состоялась, благодаря случаю. На дороге от вокзала домой машина с молодыми попала в пробку и продолжительности совместного общения молодых (размера флуктуации) теперь уже хватило для перехода системой точки бифуркации – новое состояние системы состоялось: юноша и девушка образовали семью. Так называемая «случайная флуктуация» была организована «определенными условиями» среды – отцом юноши. Он за своё «золото…» организовал дорожную пробку «…и любовь» состоялась.
Приведенная социальная аналогия синергетической самоорганизации из рассказа О`Генри показывает, что «случайные» флуктуации оказываются детерминированными «определенными условиями». То есть по приведенной социальной аналогии видно то, что сложно выявить в сфере химии и физики: кажущиеся случайными флуктуации в открытой системе на самом деле неслучайны, а адекватны, изоморфны «определенным условиям» внешней среды системы.

Для дальнейшего выяснения степени «само» организации в развитии открытых систем обратимся к следующей аналогии из социальной сферы. Развитие ребенка в социальной среде в «определенных условиях»: в семье, в обществе происходит на основе саморазвития, заложенного в генотипе, полученном от родителей. Однако, что в этом развитии принадлежит «само»? Развитие на основе генотипа предполагает широкие рамки конкретных направлений развития, определяемых понятием фенотипа, или фенотипической реакции на условия среды. Если бы эта реакция касалась одних второстепенных признаков, свойств ребенка, а существенные, главные черты индивидуального развития действительно были результатом «само» развития, то можно было бы признать значимость концепции «само» организации и развития. Но на деле социальная среда, так называемые «определенные условия» детерминируют развитие ребенка в самых сущностных проявлениях его человеческой, социальной природы.

Социальное развитие развитие ребенка отнюдь не «само». Внутренние источники развития ребенка как открытой системы нуждаются никак не в меньшей степени по сравнению с полноценным своим (то есть внутренним, принадлежащим себе) источником («само») – здоровая наследственность, или внутренняя природа ребенка, и во внешнем источнике развития («свое другое» само) – внешняя социальная среда.

«Свое другое» само – внешняя социальная среда позволяет внутренней природе ребенка реализовать себя в развитии как существо своего социального уровня организации мира. Вне социальной среды (тех самых синергетических «определенных условий») нет никакого саморазвития ребенка в социального индивидуума – человека. В условиях не социальной, а биологической животной среды (то есть в других «определенных условиях») «саморазвитие» приведет к формированию из человеческого ребенка не человека, а животного – феномен «маугли».

Развитие оказывается радикально несостоятельным, если мы пытаемся свести его к одной стороне (внутренней) - к саморазвитию. Второй половинкой развития (полярной «само») выступает внешняя среда («свое другое» само), или тот фактор развития, организации, который синергетика намеренно выносит за скобки, за пределы исследования самоорганизации, саморазвития – это так называемые «определенные условия».
Синергетика, очищая саморазвитие от «привходящих условий», на самом деле попирает правила диалектического метода исследования, разрывая диалектическое отношение полярности внутренней и внешней природы предметов мира, абсолютизируя фактор внутренней природы предметов мира (открытых неравновесных динамических систем).

Нарушение правил диалектики не отнесешь к числу достижений в познании природы мира (наиболее «продвинутые» синергетики уже пророчат смену диалектического метода познания на синергетический). Апологетам синергетики стоило бы хорощенько проштудировать принципы диалектики во избежание развития концепции синергетики как самоцели, познавательного «чудо средства».

С позиций диалектики развитие есть разрешение противоречия полярных сторон природы мира как переход противоположностей в «свое другое». Развитие-организация предметов мира совершается через переход внешней природы (среды обитания) предметов в их внутреннюю природу (внешним детерминируется актуализация внутренней природы адекватной, изоморфной этим внешним условиям). Развитие-организация предметов мира совершается через переход их потенциального содержания в актуальное, из состояния относительно простого в сложное, из низшего в высшее и т.д.
Приведем еще одну аналогию. В естественных условиях бытие предметов мира совершается циклично от рождения через развитие-организацию до смерти – распада системы. Эти циклы предметы мира проходят будучи открытыми неравновесными динамическими системами в своей жизнедательной среде обитания. В условиях эксперимента по моделированию закрытой динамической системы мы получим результат нарушения естественного цикла развития системы. Система подпадет под действие второго начала термодинамики, ведущего к «тепловой смерти» системы. Вывод из данной аналогии заключается в том, что как только мы разрываем диалектическое взаимоотношение внутренней природы предмета и адекватной его внутренней природе внешней среды обитания - невозможны никакие самоорганизация и саморазвитие. Внутренняя природа предмета способна к развитию, повышению организации только через опосредование изоморфными условиями внешней среды обитания.

Случайность и необходимость, возможность и реальность в процессе развития-организации

Трактовка синергетикой флуктуаций (одного из ключевых элементов концепции самоорганизации) как фактора принципиально случайного (статистически вероятностного) основана на разрыве диалектического отношения случайности и необходимости, возможности и реальности.

То обстоятельство, что флуктуации имеют вероятностный характер при приближении системы к точке бифуркации не означает, что сам выбор пути развития-организации в момент перехода системой точки бифуркации случаен. Выбор нового состояния системы за точкой бифуркации вероятностен, стохастичен только по отношению к моменту до перехода системы через точку бифуркации. Был вероятностный набор флуктуаций, но переход системы происходит с участием только одной флуктуации и выбор именно её совсем не случаен по отношению к моменту перехода системы через точку бифуркации. Выбор конкретного пути развития-организации совершается на основе изоморфизма конкретных условий внешней среды системы (синергетические «определенные условия») по отношению к конкретной, определенной (а не случайной) флуктуации внутренней природы системы.
Объявление синергетикой флуктуаций случайными имеет тот же мотив, что и объявление дарвинистами мутаций принципиально случайными. Это своего рода реакция на позицию фаталистов с их жесткой концепцией декартовского детерминизма до сведения развития к железной однозначной предопределенности рока, фатума. Обе позиции насколько полярны, настолько и антидиалектичны. И у дарвинизма с синергетикой и у фатализма имеет место разрыв диалектического отношения случайности и необходимости, вероятностной многовариантности и детерминистической однозначной определенности процесса развития.

Диалектическая истина находится «посредине». Случайность как источник развития входит в явное (если копнуть поглубже – то вопиющее) противоречие с дивной организованностью мироздания, невыводимой из «принципиальной случайности» флуктуаций и мутаций. Равно описание фатализмом мира как железной однозначно определенной детерминированности не выдерживает критики. Место для выбора в мироздании есть. Выход, совмещающий в теоретическом описании мира как вмещение и принципа выбора, вероятности, возможности, случайности, с одной стороны, и вмещение принципа детерминизма (причинной обусловленности процесса развития), с другой стороны, предполагает диалектический метод познания. Несовместимость в теоретической картине мира принципов вероятности и необходимости обусловлена недостаточностью мерностей в принятой картине пространства мира. Официально признана картина четырехмерного пространственно-временного континуума. Это теоретическое представление о мире не позволяет применить диалектический метод представления мироздания как разрешения противоречия одно и многомерности природы мира. Мир – противоречие всеединства и многосторонности, Единой субстанции и великого предметного многообразия. Для описания проявления из Единого многомерного, многостороннего предметного многообразия – недостаточно в теоретическом описании мироздания использования всего лишь четырех измерений. Для описания мироздания, вмещающего и выбор, вероятность, возможность, случайность (одна сторона противоречия природы мира) и принцип детерминизма (вторая сторона противоречия природы мира), необходимо строить картину пространства мира как минимум с шестью измерениями (три пространственных и три временны́х). В такой многомерной картине мира достаточно места для реализации всех имеющихся возможностей, выборов с соблюдением принципа причинной обусловленности процесса развития. Подробнее эта тема раскрыта в моей статье «Альтернативная история как свойство многомерного многовариантного мира».

Для иных конкретных направлений перехода системы к новому устойчивому состояния в точке бифуркации необходимы иные «определенные условия» внешней среды. То есть механизм реализации вероятностного состояния системы в точке бифуркации сопряжен с детерминистическим характером самого конкретного варианта прохождения точки бифуркации. Каждая из вероятностных флуктуаций системы, в принципе способная сподвигнуть систему к скачку преодоления системой точки бифуркации, для своего перехода из разряда возможности в статус реальности требует конкретных, адекватных ей внешних «определенных условий». Иными словами каждая перспективная флуктуация для реализации «само» организации системы предполагает свою причину, обусловленность «определенными условиями», срабатывает по правилам детерминизма.

Для реализации целого спектра «случайных» перспективных флуктуаций требуется изоморфный им набор внешних «определенных условий». В трехмерном пространстве с одномерным временем мерности хватает только на один вариант «определенных условий» для «само» организации системы. На самом деле время отнюдь не одномерно (не линейно) и в реальном мире реализуются все возможные варианты перехода систем через точки бифуркации. Просто нынешнее состояние сознания человека, пока еще слишком зауженное (ограниченное), не вмещает восприятие мира его временнóй многомерностью. Мы своим сознанием пребываем только в одном из вариантов «ветвящегося мира», хотя мир представлен реализованными возможностями своего развития в параллельных временных измерениях (при признании времени не линейным, а многомерным).

Обусловленность «само» развития «другим» («определенными условиями») можно попытаться снять за счет расширения рамок «саморазвивающейся системы». Если «определенные условия» включить в такую расширенную суперсистему как её элемент, то мы должны бы получить саморазвитие в чистом виде. Однако и суперсистема имеет свою внешнюю среду с «определенными условиями». Получается, что единственная действительно «саморазвивающаяся система» - это всеохватное мироздание. Но даже в этом случае логическая концепция синергетики не работает – всеохватный мир не может быть открытой системой, так как за его пределами ничего нет, он охватывает собой всё.

Зато, как только мы покидаем сферу всеединства-всеохватности Абсолюта, единство в проявлении мироздания оборачивается двойственностью, дифференциацией Единого на множество сторон – великое предметное многообразие мироздания. В этом дифференцированном состоянии любой предмет мироздания, любая динамическая система пребывает в полярном отношении «своего» (само) и «другого», внутреннего (само) и внешнего (среда обитания, или так называемые «определенные условия» синергетики).

Из вышеизложенного следует вывод: использование термина «само» организация, развитие должно быть крайне осторожным. Утверждая «само» нужно держать в уме относительность, опосредованность этого понятия «своим другим» - зависимостью от «другого» («определенные условия»). За «автоматическим» процессом самоорганизации скрывается внешний детерминирующий фактор. И фактор этот отнюдь не «слепые силы» природы. За «автоматическими» процессами самоорганизации скрывается Управляющий Разум, который наделяет любой предмет мира «внутри» - программой развития (для биологических предметов такой программой выступает генетический код организмов), а «внешне» - управляющим фактором со стороны системы более высокого ранга организации (человеческий разум, «энерго-информационное поле», Высший Разум, Бог и т.п.).

Еще раз обратимся к аналогии с закрытой динамической системой. Эта теоретическая модель представляет принцип самоорганизации в чистом виде, без управляющего, детеринирующего воздействия на эволюционирующую систему со стороны внешней среды (без «определенных условий»). Такая система оказывается в сфере действия второго начала термодинамики и её саморазвитие прямым ходом ведет не к повышению организации, а к смертельному для системы термодинамическому равновесию.
Характер абсолютизации синергетикой принципа самоорганизации можно продемонстрировать аналогией из сферы «второй природы» человека – техносферы. Применим к этой сфере логику синергетики. При определенных условиях (план сооружения предмета техносферы и человеческое воздействие на сооружаемый объект) система из строительных материалов может самоорганизоваться в архитектурное сооружение при достижении точки бифуркации (есть все необходимые для самоорганизации элементы исходной системы и подана управляющая команда к началу строительства). Много ли эта логика синергетической самоорганизации может прибавить эвристичности в процесс познания?

Синергетика и дарвинизм как два антидиалектических способа материалистического обоснования процесса эволюции
Синергетика подобна дарвинизму в попытке свести эволюцию к бездуховному материалистическому автоматизму. Обе концепции исходят из идентичного основания: в основе эволюции лежит случайность (отсутствие управляющего Разума: его подменяют флуктуации в синергетике и мутации в дарвинизме).
Противоположность синергетики дарвинизму заключена в разрыве внешних и внутренних факторов развития с абсолютизацией внутренних факторов – самоорганизация. В дарвинизме, напротив, абсолютизируются внешние факторы развития. Определяющим развитие фактором объявляются условия среды, которые посредством естественного отбора автоматически управляют развитием предметов мира (живых организмов). В обоих случаях что внешние условия, что внутренние факторы развития – чисто материальны, автоматичны, исключают участие в эволюции Разума, Духа.

Существует небезосновательная версия, что дарвинизм как атеистическое учение усиленно пропагандировался, навязывался человеческому обществу тайными орденами (масонская ложа, иллюминаты, тамплиеры и т.д.). Очень похоже, что и концепция синергетики также усиленно продвигается в наше общество как новая атеистическая замена сдающему позиции дарвинизму.

Горячие головы из апологетов синергетики заявляют, что будущее мировоззрение будет синергетическим и что синергетика вскоре займет место диалектики в качестве универсального метода познания.

Что на это скажешь? Хочется надеяться, что за модой на синергетику придет отрезвление и лучше умы человечества сосредоточат усилия на усвоении эзотерического знания, на переводе вечных истин эзотеризма на язык подлинной диалектики, философии и науки.

голосов: 0
рейтинг: 0
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Живая Эзотерика. Магия внутренней вселенной человека. © 2005-2023
Для получения статистической информации и нормального функционирования наш сайт собирает метаданные посетителей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении).
Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт. Подробнее читайте в политике конфиденциальности сайта и форума Живой Эзотерики


Рейтинг@Mail.ru