Перейти к публикации

Пишем правила морально-этического гуманизма


Гость Legenda
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Открываю тему, как сборник любопытных ссылочек... (если позволите...) :)

Буду сюда кидать всё, что мне пондравилось про морально-этические правила и принципы .........

Приглашаю к сотрудничеству. :)

 

"Каковы ключевые принципы этики гуманизма?

 

Во-первых, главной ценностью является достоинство и независимость личности. Гуманистическая этика направлена на максимизацию свободы выбора: это свобода слова и совести, право на личное мнение и независимое исследование, право каждой личности на собственный образ жизни, простирающееся настольно далеко, насколько это не наносит ущерба другим. Это легче всего достижимо в демократических обществах, в которых могут существовать множество различных систем ценностей. Таким образом, гуманисты одобряют разнообразие моральных взглядов и человеческих ценностей.

 

Во-вторых, защита гуманистами личностного самоопределения не означает, что они оправдывают любую форму поведения человека. Точно так же, как терпимость гуманистов по отношению к различным образам жизни не обязательно подразумевает их одобрение. Гуманисты настаивают на том, что составляющей частью нашей приверженности свободному обществу является потребность в постоянном повышении качественного уровня наших вкусов и оценок. Гуманисты считают, что свобода предполагает ответственность. Они сознают, что все отдельные личности живут в сообществах, и что определенные поступки должны квалифицироваться как разрушительные и неправильные.

 

В-третьих, философы-гуманисты всегда являлись сторонниками этики, ставящей задачу совершенствования (от Аристотеля и Канта до Джона Стюарта Милля, Джона Дьюи и М. Н. Роя). Тут в качестве моральных требований наличествуют сдержанность, умеренность, самоограничение и самоконтроль. В числе критериев совершенства — способность человека к самостоятельному выбору, творчеству, эстетическому суждению, сознательным мотивировкам собственных поступков и к разумному осмыслению действительности, а также ощущаемый им долг на практике реализовать тот главный талант, которым он наделен от природы. Гуманизм стремится выявить все лучшее в человеке — с тем, чтобы все люди могли рассчитывать в жизни на лучшее.

 

В-четвертых, гуманисты отдают себе отчет в нашей ответственности и обязанностях по отношению к другим. Это означает, что мы не должны рассматривать других людей лишь как приятные или неприятные нам объекты; в них надо видеть самостоятельные личности, имеющие равное с нами право на внимание к себе. Гуманисты придерживаются принципа, согласно которому, «каждый заслуживает человечного отношения». Они признают Золотое правило — «не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой ». Точно так же, гуманисты признают древнюю заповедь, предписывающую нам «принимать в свою среду чужих», уважая их отличия от нас. В виду многообразия человеческих убеждений, все мы отличаемся друг от друга, однако мы можем быть друзьями на более широком уровне общения.

 

В-пятых, гуманисты уверены, что такие качества как способность сопереживания и заботливость по отношению к ближнему весьма существенны для нравственного поведения. Это предполагает, что нам следует развивать в себе альтруистическое отношение к нуждам и интересам других людей. Краеугольным камнем морального поведения являются общечеловеческие нормы морали; другими словами, те главные нравственные достоинства, которые признаются людьми повсюду независимо от их культурной и религиозной принадлежности. А именно: мы должны(?) говорить правду, сдерживать обещания, быть честными, искренними, доброжелательными, надежными и ответственными, проявлять верность, понимание и благодарность; должны быть беспристрастными, справедливыми и терпимыми; уметь осмыслять и преодолевать наши различия и стремиться к сотрудничеству; мы не можем добиваться чего-либо хитростью или насилием, причинять увечья или иной ущерб другим людям. Хотя гуманисты и призывают к свободе от гнетущих пуританских догм, в той же мере они отстаивают идею нравственного долга.

 

В-шестых, одним из первых пунктов в гуманистической программе действий является обеспечение морального воспитания детей и юношества, которое способствовало бы становлению характера человека и должного отношения к общечеловеческим моральным нормам, а также поощряло его нравственное совершенствование и потребность в самостоятельном моральном осмыслении происходящего.

 

В-седьмых, гуманисты рекомендуют в своих моральных суждениях прибегать к разуму(?). Они указывают на тот факт, что познавательная способность играет существенную роль в принятии нами нравственных решений. В частности, мы поневоле погружаемся в размышления, сталкиваясь с нравственными дилеммами. Любые человеческие ценности и моральные принципы адекватнее всего могут быть обоснованы в свете рефлексии. В случае противоречий с другими людьми нам следует искать согласия, где только возможно, путем разумного диалога.

 

В-восьмых, гуманисты полагают, что необходима готовность корректировать свои этические принципы и ценности в свете существующих реальностей и того, что мы предвидим в будущем. Учитывая ценный моральный опыт прошлого, мы должны искать и новые решения моральных дилемм, как извечных, так и нынешних.

 

Примером могут служить дискуссии относительно добровольной эвтаназии, обострившиеся в особенности в богатых странах, где современная медицина дает возможность поддерживать жизнь тем безнадежно больным, кто при прежних условиях должен был умереть. Гуманисты обосновывают право человека на достойный уход из жизни, как и право разумных взрослых людей отказаться от медицинской помощи, избавляя себя от страданий и даже приближая смерть. Гуманисты признают также важность движения за устройство хосписов, облегчающих умирающим людям их последние дни.

 

В той же мере, мы должны быть готовыми принять новые возможности воспроизведения рода, открывшиеся благодаря научным исследованиям — такие как оплодотворение клетки в лабораторных условиях, вынашивание женщиной чужого плода, генетическая инженерия, трансплантация органов и клонирование. В этих вопросах мы уже не можем оглядываться на моральные устои прошлого. Следует уважать право человека на самостоятельный выбор.

 

В-девятых, гуманисты утверждают, что достойной следует считать этику, основанную на принципах. Это значит, что цель не оправдывает любых средств(?); напротив, характер самих наших целей определяется средствами, которыми мы пользуемся. Существуют границы дозволенного. Понимание этого особенно важно сегодня, имея в виду тиранические диктатуры двадцатого века, в которых исповедуемые едва не с религиозным рвением политические идеологии допускали морально сомнительные средства в достижении призрачных целей. Мы остро ощущаем трагедию миллионов людей, навлеченную на них теми, кто смел оправдывать великое зло обещаемым великим будущим благом."

 

(взято из ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МАНИФЕСТА 2000 http://www.futura.ru/index.php3?idart=76 )

Изменено пользователем Арахнид
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Legenda

если ты не против - я выделю некоторые участки жирным? чтобы внимание цеплялось за нужный фрагмент

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:D))) я "ЗА!"

 

10 заповедей, которые изменил мир.

 

Сейчас, говоря о 10 заповедях, мы думаем в первую очередь о заповедях менеджмента, маркетинга, Интернета, даже игры в футбол или любой другой человеческой деятельности, которую только можно вообразить.

Трактовать библейские заповеди современному человеку невероятно сложно. «Не будет у тебя других Богов пред лицем Моим» - что это вообще значит? У нас же, в конце концов, есть законы против монополии. «Не желай жены ближнего твоего» - что ж, это вполне поправимо, иначе для чего существует развод?

 

В наши дни мы не желаем слепо следовать прописным истинам и пытаемся объяснять ситуации, руководствуясь собственными представлениями о морали. «Не укради» - заповедь прекрасна, но разве есть у нас моральное право осуждать человека за воровство, если он украл, чтобы накормить голодных детей?

 

Современные этические нормы предельно субъективны. По сути, единственная заповедь нашего времени – «Делай, что тебе нравится, только не приставай ко мне». Каждый пытается выработать свой собственный подход к жизни. Однако если все начнут руководствоваться только своими личными критериями морали и нравственности, то общество окажется на пороге хаоса. Общечеловеческие нормы основаны все-таки на вековой мудрости, и христианская мораль – ее часть. Однако ее заповеди нуждаются в переосмыслении. Мир их изменил.

 

1. «Не будет у тебя других Богов пред лицем Моим».

Стоит вспомнить, что это было за время, когда Моисей восходил на гору Синай: религиозные культы, многобожие, смута, муждоусобицы, войны… Народу нужна была великая идея, которая бы его объединила, - единый и всемогущий Бог, который затмил бы всех остальных языческих божков. Сейчас мы снова оказались в том положении, когда нас не объединяет общая великая идея. Люди поклоняются деньгам, здоровью, компьютерам, сексу, телевидению, алкоголю, работе. Мир превратился в огромный рынок по перепродаже духовных и материальных ценностей, и уже непонятно, какая их этих ценностей может претендовать на статус вечной.

По сути, первая заповедь – это признание главенства духовного начала над материальным. Нравственный человек – тот, который относится к себе не только как к предмету купли-продажи, но и как к духовной личности.

Так что эта заповедь могла бы звучать так: «Относись к себе серьезно».

 

2. «Не создай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Фотографии, кино, телевидение, Интернет, виртуальная реальность – все это ирреальные образы, пытающиеся руководить нашей реальной жизнью. Возникает угроза, что человек забудет, где настоящий, а где искусственный мир, и начнет путать жизнь и ее заменители. Начнется самая настоящая «Матрица». Или (кому так ближе) игра «The Sims», симулятор реальности.

Поэтому вторая заповедь: «Смотри на вещи реально».

 

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».

Внешне смысл заповеди прост: фамильярность по отношению к Богу никак бы не соответствовала его высшему духовному авторитету. Никому не придет сейчас в голову считать за богохульство фразу типа «Боже мой!» - эти слова выражают удивление, испуг или раздражение. Слова, бывшие когда-то сакральными, стали повседневными.

Если же попробовать вникнуть в смысл заповеди, то окажется, что она предостерегает человека от самонадеянности и эгоизма. Человек должен помнить, что всегда есть нечто такое, чего он не знает, что находится за пределами его понимания. Нам угрожает опасность окончательно потерять понимание того, что в действительности важно и свято. Чтобы сохранить себя как человеческую расу, мы должны уважать и охранять вещи, которые превыше нас.

Поэтому третья заповедь: «Будь скромен».

 

4. «Помни день субботний, чтобы святить его».

Понятно: в суете быта и дел, в беспросветном труде черствеет душа. Человек должен время от времени отрешаться от забот, чтобы «подумать о вечном». Очень полезная заповедь. Но сегодня суббота потеряла свое религиозное значение, и выходные существуют не для всех, работают магазины, больницы, бизнесмены. И все-таки даже им нужен покой хоть иногда, иначе мы забудем, что кроме работы, есть еще много интересного и прекрасного в этом мире.

Итак, четвертая заповедь: «Умей отдыхать».

 

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Конечно, родителей нужно почитать. С этим никто не спорит. И даже государство иногда волнует эта тема. И тогда на экранах телевизора появляется социальная реклама «Не забудь позвонить родителям». Помните?

Так что пятая заповедь остается почти без изменений: «Уважай своих родителей».

 

6. «Не убий».

Касается ли запрет на убийство только людей? Или животных тоже? Как быть с правом на самооборону? С абортами? И так далее. Если попытаться создать некую универсальную заповедь, годную на все случаи жизни, получилась бы объемная книга, но и она не гарантировала бы, что учтены все нюансы. «Не убий» - философская категория: убивая, человек уподобляет себя высшему судье, который вправе решить за другого, жить тому или умереть. Жестокость, наглость, самонадеянность – это слишком мягко сказано. Это моральное уродство. Но и мы, чем больше привыкаем к убийствам, тем больше утрачиваем понимание того, что жизнь – высшая ценность. Все общество нравственно деградирует.

Так что шестая заповедь: «Не убивай – ты убиваешь и себя».

 

7. «Не прелюбодействуй».

Эта заповедь гласит о необходимости блюсти девственность до брака (почему-то только касаемо девушек) и хранить супружескую верность после. И без всяких исключений, даже по уважительным причинам типа: «Муж потерял ко мне интерес», «Я полюбил другую», «Она растолстела, как корова».

Ах, секс, секс. Теперь все о нем говорят и все им занимаются. А парадокс в том, что брак по-прежнему считается нормой и трактуется обычно как супружеская верность и счастливые дети. Если отбросить религиозные аспекты греховности секса, то заповедь становится простой: прелюбодеяние разрушает семью. Свободная любовь, как бы ее не превозносили, плохо сочетается с семейными отношениями. Человек всегда стоит перед выбором: или свобода в сексе, или узы семьи. Если ты выбираешь секс – не женись. Если выбираешь брак, это значит, что ты даешь супруге (супругу) обещание быть верным. Измена – это нарушение данного тобой обещания, свидетельство того, что ты – человек безответственный и не отвечаешь за свои слова.

Конечно, сексуальную революцию не повернешь вспять, а потому заповедь будет звучать так: «Отвечай за свои слова».

 

8. «Не укради».

С этим призывом трудно поспорить. Суть частной собственности, в отличие от утверждений некоторых революционеров, не в том, что она награблена, а в том, что она гарантирует человеку выживание в материальном мире. Поэтому кража – экологическое преступление, она уничтожает окружающую среду обитания человека, разрушает наш инстинкт самосохранения. Прежние коммунистические режимы были в этом отношении самыми «загрязненными». Обобществление собственности привело к нравственному и экономическому упадку всего общества.

Поэтому восьмую заповедь сегодня можно истолковать так: «Не кради – это угрожает мировой экологической катастрофой».

 

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего».

Бог явно не мог предвидеть, каких масштабов достигнет эта проблема. Ложь и сплетня – признанные нормы в политике и бизнесе, в судах и СМИ. Сегодня эту формулировку можно изменить на такую: «Никаких показаний о своем ближнем!» Под ближним следует понимать любого знакомого человека. Если твой ближний не серийный убийца, он не заслуживает быть осажденным папарацци. Шумиха и сплетни не только приносят доход, но и моральное удовлетворение их создателям. Отныне роль линчевателей взяли на себя любители рыться в грязном белье. Доносчики и соглядатаи стали героями дня.

Девятая заповедь теперь будет звучать так: «Уважай других, не суди об их недостатках, ибо ты сам несовершенен».

 

10. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Не стоит игнорировать десятую заповедь только за то, что форма слегка устарела. Вычеркните слово «раб», а «осла» замените на «автомобиль». Проблема же в том, что в нашем демократическом обществе с его рыночной экономикой всем известно, что «возжелание» чужой собственности – это двигатель материального успеха. Что поделаешь, конкуренцию не отменял. Вполне нормальным кажется оценивать человека не по его личным качествам, а по той собственности, которой он владеет. И чем это нам угрожает? А тем, что мы сами низводим себя до роли вещей в обществе товарно-денежных отношений. Что же касается "жены ближнего", тут комментарии излишни: желать чужую жену и сегодня дурной тон.

Итак, последняя, десятая заповедь: "Будь человечен и не таскайся по чужим женам".

 

http://h.ua/story/16776/

http://h.ua/story/16809/

 

:D Эт я полезное с приятным соединила. Когда-то меня попросили озвучит 10 заповедей Моисея. Где-то на 7 или 8 я "споткнулась" :))))) А тут все 10, Да ещё и в переводе на современность :))))))

Изменено пользователем Legenda
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арахнид

А какова цель выработки этих норм?

Создание новых правил?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А какова цель выработки этих норм?

Создание новых правил?

можно и так сказать, но скорее - для себя, чтобы дорисовать свое мировоззрение

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всё это можно применить к себе, как ориентиры самовоспитания, но нельзя этого требовать от других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ray

одно дело - требовать, а другое - материализовать знание, придать ему форму. ведь если спросить у людей, что такое гуманное отношение к себе и к людям - конкретики точно не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тогда может лучше вынести тему на общий форум?

я не против, первая мысль такая была - когда увидел появление темы, но решать Легенде

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не против.

Если вы думаете, что это будет полезно. :D и не привлечёт в тему любителей поспорить о ценности всех этих морально-этических заморочек.

Выноси, Арахнид.

Для форумчан: тема задумывалась, как сборник правил и направлений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
Приглашаю форумчан принять участие в теме.
если спросить у людей, что такое гуманное отношение к себе и к людям - конкретики точно не будет
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Цитата(Арахнид @ 9.3.2009, 18:06)

если спросить у людей, что такое гуманное отношение к себе и к людям - конкретики точно не будет

Гуманный - человечный,

человечный - относящийся с любовью.

В отношениях между участниками, учитывая особую специфичность форума, должны быть положены доброжелательные, в прямом смысле слова, намерения к участникам.

Намерения могут читаться в словах, обращенных к участнику, в подстрочнике слов, а равно и в отсутствии ответов на вопросы и обращения участника.

Ответ или обращение в небрежительном тоне, с использованием нелитературных выражений; ответ вопросом; матом, нетематическими рассуждениями - есть признак нарушения морально-этических норм ведения диалога.

Изменено пользователем лавсан
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однако ж, люди хотели реально помочь этому сайту стать лучше и совершеннее :) Может чего и скажут, Арахнид.

Ну, если не скажут, то хотя бы прочитают.

"НАЧНИ С СЕБЯ!" - известная фраза.

Не хотелось бы её тут повторять.

Но если каждый прочтёт и, хотя бы, "примеряет" на себя эти правила, будет уже весьма не плохо. ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

лавсан

спасибо - начало обсуждения положено

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

лавсан

Намерения могут читаться в словах, обращенных к участнику, в подстрочнике слов, а равно и в отсутствии ответов на вопросы и обращения участника.

Ответ или обращение в небрежительном тоне, с использованием нелитературных выражений; ответ вопросом; матом, нетематическими рассуждениями - есть признак нарушения морально-этических норм ведения диалога.

и контрответ Взгляда http://www.wedjat.ru/forum/index.php?showt...;hl=&st=180

-Одно и то же слово сказанное с разным наполнением - разные слова. Неужели это нужно обяснять вИдящему?
-Кто произносит слова, то и несёт. "Библия наоборот" это искаженная внутренним содержанием, состоянием, сознанием слова Любви.

другими словами (если опираться на логику Взгляда) - даже фраза "чтоб ты сдох" может нести положительный заряд... о как...

Изменено пользователем Арахнид
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

(если опираться на логику Взгляда) - даже фраза "чтоб ты сдох" может нести положительный заряд... о как...

Не заводись, Элоим... :) Нам достаточно уже скандальных тем.

Давай поговорим, "без булавок" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Legenda

хорошо, но идея 142 дна у фразы точно в этой теме всплывет (ИМХО)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если исходить из неких "норм", мы должны определить несколько пунктов и важнейшим должен быть пункт вежливого обращения к участникам форума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

лавсан

вообще, как меня воспитывала среда, - есть три уровня общения:

- первое знакомство, в котором диаолги строятся на бытовых стандартах и слова не подразумевают второго дна

- общение с близкими, где уже можно позволить себе (опираясь на опыт общения с близким человеком) намеки, междустрочия (при условии, что два человека друг друга понимают)

- интимное, глубокое практически полностью образное, невербальное общение без границ

 

Т.е. нельзя подходить к третьей стадии, если вторая не пройдена, а ко второй - если первая

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Открываю тему, как сборник любопытных ссылочек... (если позволите...) :)

В-девятых, гуманисты утверждают,

..гуманисты.... - звучит как ругательство

:)

 

Вспомните Две Заповеди Иисуса Христа (Новозаветные).

 

"....и я ушел от Закона,

Но так и не дошел до Любви"

Б. Гребенщиков "Поколение дворников и сторожей"

Изменено пользователем Лучик
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это я к тому, что Закон (гуманизм) порождается Любовью.

Любовь (к Богу, к людям) - вот единственный, достаточный и всеоправдывающий пункт Гуманизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лучик

например:

 

"чтоб ты икнул"

"чтоб ты икнул"

 

- какая из фраз написана с любовью?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

лавсан

вообще, как меня воспитывала среда, - есть три уровня общения:

- первое знакомство, в котором диаолги строятся на бытовых стандартах и слова не подразумевают второго дна

- общение с близкими, где уже можно позволить себе (опираясь на опыт общения с близким человеком) намеки, междустрочия (при условии, что два человека друг друга понимают)

- интимное, глубокое практически полностью образное, невербальное общение без границ

 

Т.е. нельзя подходить к третьей стадии, если вторая не пройдена, а ко второй - если первая

Арахнид

Согласен. Тем не менее, при общении "второго уровня" на ф. не допустимы грубые и нелитературные выражения, а равно мат, флуд.

 

Вот, чуть-чуть к теме касающиеся, "неканонические заповеди" нашел от Ездры (3 кн., 2 гл.)

20. Оправдай вдову,

дай суд бедному,

помоги нищему,

защити сироту,

одень нагого,

21 о расслабленном и немощном попекись,

над хромым не смейся,

безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего,

22 старца и юношу в стенах твоих сохрани,

23 мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу,

 

и Я дам тебе первое место в Моем воскресении.

Изменено пользователем лавсан
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот, чуть-чуть к теме касающиеся, "неканонические заповеди" нашел от Ездры (3 кн., 2 гл.)

как мысли читаешь :) даже в том же порядке :) (сперва в Ездре искал, потом в неканоническом Ездре :) )

 

20. Оправдай вдову,

дай суд бедному,

помоги нищему,

защити сироту,

одень нагого,

21 о расслабленном и немощном попекись,

над хромым не смейся,

безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего,

22 старца и юношу в стенах твоих сохрани,

23 мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу,

 

и Я дам тебе первое место в Моем воскресении.

все это хорошо, но как это сформулировать точнее. просто вот читаешь - все понятно, а скажешь "твори благо" - многие не поймут...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

многие не поймут...

Многие и эти заповеди оспорить могут.

Типа, не вмешивайся в естественный процесс - это его "уроки". А невмешательство и есть БЛАГО. :)

Изменено пользователем Legenda
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.. Политика конфиденциальности Живой Эзотерики Политика конфиденциальности