Перейти к публикации

Йога и судьба.- Э.Хайч и С.Есудиан (перевод книги)


Николаев Игорь
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

ЙОГА И СУДЬБА ЭЛИЗАБЕТ ХАЙЧ И СЕЛЬВАРАДЖАН ЕСУДИАН

Первое американское издание 1974 года издательством ASI Publishers Inc

ПРЕДИСЛОВИЕ

В конце прошлого века простой индийский монах приехал на Запад и прочитал множество лекций по философии Веданты Индии и различным системам йоги, которые произвели большое впечатление в Америке, Англии и других европейских странах. Этого монаха звали Свами Вивекананда. Это был первый случай, когда широкая общественность на Западе получила представление об учениях великих индийских риши и йогов. Лекции Вивекананды вызвали всеобщий интерес, и широкие круги людей на Западе начали приобщаться к сокровищам восточной мудрости и йоги. С тех пор этот интерес неуклонно возрастал, поскольку вторая мировая война смела все старые иллюзии и ложные предпосылки, на которых основывалась уверенность народов Запада в себе.Люди Запада утратили веру, а вместе с ней и внутреннее спокойствие, которого на самом деле у них никогда не было. Опасность новой войны и ужасные разрушения, которые будут вызваны атомной войной, всегда скрывающиеся на заднем плане сегодняшней жизни, заставляют людей на Западе, измученных тревогой, искать новую и более твердую почву для восстановления своей новой веры. Пример внутреннего спокойствия, бесстрашия и уверенности в себе, поданный восточными людьми, обратил внимание людей на Западе на Восток. Источником этого внутреннего покоя является восточная мудрость и различные системы йоги, которые позволяют восточному человеку развивать железную самодисциплину и всегда сохранять контроль над собой. Йога позволяет человеку обрести мощную власть над своей волей и способностью сопротивляться, позволяя ему выдерживать испытания современной борьбы за существование и овладевать каждым поворотом судьбы с железной душой, сохраняя непоколебимый мир и хорошее здоровье. Великие индийские мастера передавали свои учения своим ученикам, и за тысячи лет выросли различные системы йоги, обусловленные склонностями и способностями соответствующих людей.Эти системы могут использоваться как восточными, так и западными людьми, поскольку анатомия человека везде одинакова. И поэтому Запад начал практиковать Йогу.
 Неуклонно растущий интерес Запада к Йоге побудил нас основать ряд школ Йоги в западных странах, написать много книг о Йоге и прочитать бесчисленные лекции о ней. Некоторые из этих лекций мы сейчас публикуем, по многочисленным просьбам, в виде книг. Мы надеемся, что вековая мудрость индийских йогов и риши в форме этой книги побудит как можно больше людей ближе познакомиться с Йогой, как это сделали сами лекции. Мы будем очень довольны, если с помощью этой книги мы сможем показать путь нескольким искателям, сможем продемонстрировать, как сохранять восточное спокойствие при любых обстоятельствах, как побеждать в сегодняшней борьбе за существование, как можно быть хозяином своей собственной судьбы и как на протяжении всех этих битв можно оставаться всегда счастливым и здоровым. Мы хотели бы помочь нашим уважаемым читателям обрести глубочайшую веру и внутренний покой.

ЭЛИЗАБЕТ ХАЙЧ СЕЛЬВАРАЯН ЕСУДИАН

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие страница j

1. Йога и судьба .........................................................................................2

2. Йога и самоисцеление ......................................................................23

3. Как стать йогом .....................................................................................39

4. Йога в сегодняшней борьбе за существование ...................53

5. Несколько слов о Магии................................................................. 63


Глава 1 ЙОГА И СУДЬБА.

ОДИН из древнейших языков человечества-санскрит. Этот странный язык является первобытным языком не только потому, что наши предки говорили на нем бесчисленные века назад, но и потому, что он называет причины, а не следствия, и создателя, а не созданные формы. И поскольку на нашем материальном плане, в мире проявлений, одна и та же причина может иметь бесчисленное множество различных следствий, каждое санскритское выражение имеет столько же различных значений, сколько и соответствующая причина имеет следствий.
 Санскритское слово "карма", например, означает "индивидуальность", "характер", а также "действие", "поступок", а также "судьба"; ибо та же самая причина, которая накладывает отпечаток на человека его характером, вызывает его поступки, и обратные формы его поступков являются его судьбой.
 Таким образом, это единственное санскритское слово выражает глубокую истину о том, что индивидуальность сама строит свою собственную судьбу через свои поступки. Вот почему судьба всегда является идеальным отражением индивидуальности.
 На высшем плане развития, здесь, на земле, стоит человек. Его развитый интеллект, способность мыслить и язык, как прямое проявление его способности мыслить, ставили его впереди всех других живых существ. Но для того, чтобы понять индивидуальность или характер человека, недостаточно просто слушать его речь. Язык-это обоюдоострый меч. С одной стороны, она служит истине, с другой-лжи. То, что говорит человек, может быть либо правдой, либо неправдой. Испытание характера-это всегда поступок ! Разговоры без действий пусты. С другой стороны, поступки не нуждаются в словах, чтобы раскрыть характер или индивидуальность человека. Рассмотрим в качестве примера животных.
 Животное не может говорить, но мы можем распознать его характер так же, как мы можем распознать характер человека. Каждый вид животных обладает определенными особыми характеристиками, каждый подвид также отличается от всех остальных, и даже каждое отдельное животное обладает своим уникальным набором черт характера. Рассматриваемые как виды, собаки и кошки очень отличаются по своему характеру. Но даже внутри семейства собак мы находим большие различия между отдельными разновидностями. Возьмем, к примеру, собаку-волка, собаку-барсука, пуделя и бульдога. Мы не найдем серьезного характера собаки-волка в умной и веселой барсучьей собаке. А пудель, с его молниеносными реакциями и адаптивностью, очень далек от агрессивно настроенного бульдога. Когда мы идем дальше и сравниваем двух собак одной породы друг с другом, мы также обнаруживаем, что они очень разные. Каждый владелец собаки знает, что никогда не будет другой такой же собаки, как у него. Итак, мы видим, что каждое животное, каждое живое существо имеет отчетливо индивидуальный характер, уникальный, совершенно отличный от характера любого другого живого существа.
 Характер не зависит от интеллекта и речи. Человек, способный говорить, и животное, неспособное к этому, оба имеют характер и индивидуальность. Разница в том, что животное не осознает себя, не может узнать себя, тогда как человек с его высокоразвитым интеллектом способен думать о себе и своих качествах, способен распознавать и понимать свой собственный характер и, следовательно, судить о себе. Эта способность позволяет ему стать хозяином самого себя и хозяином своей судьбы.
 Человеческий индивид может наблюдать как за собой, так и за другими, за своей жизнью и жизнью других, и, таким образом, он также может сравнивать себя с другими в отношении судьбы. При этом он заметит удивительную закономерность, с которой люди, похожие друг на друга, имеют схожие судьбы. По мере того как он упорно продолжает свои наблюдения, он понимает, что индивид сам является причиной поворотов своей судьбы, и поэтому мало-помалу он открывает тайну невидимых отношений. Он открывает истину, которую мудрецы Востока называют законом кармы. Проще говоря, этот закон таков: "каков характер, такова и судьба".
  Движущей силой судьбы является сам индивид, и если он хочет изменить свою судьбу, он должен сначала изменить свой характер.
Человек, который является рабом своей низменной природы, своего инстинкта, также будет рабом своей судьбы. Если человек слепо подчиняется природным силам, действующим внутри него, его судьба будет так же слепо колотить его туда и сюда. Но если человек осознает тайные пружины своей судьбы, его путь к свободе открыт. Тот, кто овладевает собой, становится хозяином своей судьбы!
 Только человек, который осознает, что он делает, может это сделать.
Чтобы достичь этого уровня, человек должен сначала пройти долгий путь, ведущий из примитивного состояния инстинктов, в котором он является не более чем животным плюс интеллект, в состояние, в котором он является сознательным, высокоразвитым человеческим существом.
 Первобытному человеку потребовались тысячи лет развития, чтобы достичь уровня, достаточного для того, чтобы он мог сознательно использовать свой интеллект. Но все его существо было наполнено двумя великими естественными побуждениями-самосохранением и размножением. Поэтому он поставил свой интеллект на службу этим побуждениям, используя свои недавно приобретенные способности, чтобы удовлетворить свои чувственные желания и сделать свою жизнь более приятной.
  Когда человек чего-то хочет, напряжение его воли создает мысли в его интеллекте, а они, в свою очередь, приводят к действию. Но мы ничего не можем сделать, не приведя в движение цепочку событий. Мы не можем произнести ни слова, не можем даже сделать жест, не повлекший за собой последствий. Мы уже давно забыли акт, который положил начало цепи событий, когда волны во времени и пространстве все еще бегут, вызывая новые акты, бесконечные и бесконечные, во всю вечность.
 Когда мы бросаем камень в спокойный пруд, мы устанавливаем волны в движении, которые бегут наружу в постоянном расширении круга. Они все еще в движении давно после того, как камень достиг дна. Аналогичным образом, последствия наших актов бегают наружу во всех направлениях, образуя бесконечное согласованность, пока они наконец не вернутся к нам в то, что мы называем удачей и судьбой. Обычно, однако, мы не можем начать помнить индивидуальный акт, который вызвал конкретный поворот нашей судьбы. Только одно наверное. Результат, который возвращается нам, будет точно такой же, как наш первоначальный акт.
 Этот же закон действует везде ! Когда я ударяю кулаком по столу, стол, даже не двигаясь, с такой же силой наносит ответный удар по моей руке. Удар, который получает моя рука, был вызван ударом, который я нанес по столу. Тот же закон действует и в нашей судьбе : если я причиняю другим боль своими эгоцентрическими действиями, я наверняка буду поражен таким же болезненным образом. Но если мои поступки щедры, судьба будет столь же щедра ко мне, одаривая меня дарами, когда и где я меньше всего их ожидаю.
 Невежественный, узколобый человек, стремящийся только к удовлетворению своих инстинктов, эгоистичен в своих мыслях и действиях, и из-за отсутствия сочувствия он склонен отталкивать окружающих и изолировать себя. Вполне естественно, что его судьба обошлась с ним таким же образом. Эгоизм, который он излучает, наполняет атмосферу вокруг него энергиями, взаимное воздействие которых приносит ему боль и страдания. Затем его проблемы хлещут его снова и снова, пока инстинкт самосохранения не заставит его искать облегчения и свободы от них. Однако, к сожалению, в этот момент люди совершают одну ошибку за другой, поскольку они почти неизменно ищут свою свободу везде, кроме одного и единственного места, в котором она действительно может быть найдена—в самих себе. Вместо этого они говорят об "обстоятельствах" и стремятся изменить их. Результат всегда остается неизменным, и в очередной раз их неверно направленные усилия делают их жертвами новых страданий, новой боли, пока они, наконец, не придут к осознанию того, что они сами были главными источниками их деспотизма. Таким образом, мы должны изменить себя, прежде чем мир вокруг нас сможет измениться. Пока мы стремимся изменить мир, не меняя самих себя, все напрасно.
 Страдание, однако, пробуждает в нас не только стремление к свободе, но и чувство симпатии к другим. На собственном опыте мы узнаем, что такое страдание, и таким образом приходим к пониманию страданий других. Так рождается понимание. И это первый шаг к бескорыстию!
 Тогда жизнь продолжается. Мы страдаем еще немного и накапливаем дальнейший опыт. Мало-помалу, наполненные желанием освобождения, мы замечаем, как эти принципы жизни действуют снова и снова, и мы начинаем осознавать отношения между причиной и следствием : добро приносит добро, а зло приносит зло. Грех-это его собственное наказание. Параллельно с нашим растущим пониманием и пониманием расширяется и углубляется наша способность испытывать сочувствие к ближним; все чаще наши мотивы коренятся в понимании, пока, наконец, наше сердце не согреется достаточно, чтобы родить любовь.
 Но это не любовь, как думает о ней большинство людей. Люди думают, что говорят о любви, когда имеют в виду чувство, которое они испытывают, находясь рядом с человеком, чьим присутствием они наслаждаются и которым хотят обладать. Под предлогом "любви" они терроризируют горячо любимого человека, лишают его свободы и права на самоопределение и ожидают, что он станет послушным автоматом. Такие люди не могут думать ни о чем действительно приятном для человека, которого они якобы любят.Напротив, убежденные, что ими движет исключительно "любовь" к нему, они заставляют его исполнять их волю.
 Как часто мы видим родителей, которые утверждают, что живут только для своих детей, и жен и мужей, которые считают, что живут только друг для друга. Но когда мы наблюдаем их более внимательно, становится очевидным, что на самом деле верно обратное. На самом деле они ожидают, что другие будут жить для них. Им никогда не приходит в голову, что эти другие люди тоже индивидуальны, каждый со своей собственной жизнью. Им никогда не приходит в голову, что эти "горячо любимые" люди могут хотеть или нуждаться в чем-то отличном от того, что они рекомендуют и предписывают. Люди такого рода часто впадают в ярость, когда говорят о своих "неблагодарных детях" или о "непонимании" других людей просто потому, что люди, которых они якобы "любят", бегут от самого их присутствия.Им просто не приходит в голову, что они всегда требовали—но никогда не давали—понимания, любви и благодарности.
 Люди, движимые истинной любовью, основанной на понимании, будут, как это всегда бывает, вознаграждены своей судьбой в натуре.
Давайте всегда помнить, что силы, которые мы излучаем, возвращаются к нам. "Цыплята возвращаются домой на насест", как говорится. Когда люди, которые влияют на нашу судьбу, думают о нас—к лучшему или к худшему—и затем действуют соответственно, силы, которые мы излучаем, преобразуются в действия, которые определяют нашу судьбу.
 Мысли не возникают сами по себе. Напротив, невидимые силы и энергии заставляют их прорастать и вести их вперед. Иногда требуется лишь немного доброй воли, которую мы проявили, возможно, давным-давно. Через мысли чужого мозга, слова чужих уст и поступки других людей она может вернуться к нам в нужный момент, чтобы придать нашей судьбе благоприятный оборот. Вот почему мы должны обращать внимание на все наши мысли, все наши слова и все наши поступки. Всякий раз, когда в нашем мозгу возникает злая мысль, мы должны немедленно исследовать ее происхождение. Мы должны не допустить, чтобы это стало реальностью, отказываясь продолжать думать об этом. Мы никогда не должны позволять недружелюбным чувствам окрашивать наши мысли о ком-либо, потому что все эти мысли и чувства возвращаются к нам!
 То же самое верно в отношении нашего тела и ума. Мы должны избегать мыслей о недомоганиях и болезнях, так как мысли такого рода пробуждают наше сопротивление и подготавливают путь к болезни. Точно так же мы никогда не должны говорить о болезнях и указывать на наше тело то или иное место, где у нашего друга была операция, опухоль или любая другая физическая проблема. Мы также не должны указывать на себя, если, например, кто-то потерял ногу в результате несчастного случая. Делать что-либо из этого-значит отдавать энергию возможностям болезни или несчастного случая и бессознательно вызывать все виды зла, которых мы никогда сознательно не хотели бы. Вот почему мы должны говорить о здоровье, силе и счастье, наполняя воздух вокруг нас радостью и тем самым делая нашу судьбу радостной!
 Но что делают люди? Они бесконечно говорят о катастрофах.
Они постоянно жалуются, плачут и ноют, вместо того чтобы на самом деле что-то делать для борьбы со злом, которое их беспокоит. Таким образом, им удается только наполнить атмосферу вокруг себя негативными силами. Рано или поздно эти силы неизбежно нанесут ответный удар, в зависимости от величины и общей мощности негативных энергий, которые привел в движение соответствующий индивид.
 Примитивный человек, стоящий на низком уровне развития, изолирован и укоренен в материи. Вот почему силы, которые он мобилизует, движутся медленно и неуклюже. Чем выше человек находится на лестнице развития, тем сильнее и проницательнее энергии, находящиеся в его распоряжении, и тем быстрее реакции на то, что он делает. Как часто мы слышим, как люди жалуются: "Мне действительно не везет. У меня вообще нет привычки лгать, но всякий раз, когда я говорю самую маленькую ложь, чтобы выпутаться из какой-нибудь неловкой ситуации, меня немедленно разоблачают. Но вы только посмотрите на этого бесхребетного ублюдка, который всегда лжет и никогда не попадается на этом !'
 Если вы когда-либо выражали такую жалобу, то радуйтесь и будьте чрезвычайно рады; ибо явление, на которое вы жалуетесь, является доказательством того, что вы можете привести в движение высокие и мощные силы, которые завершают свою орбиту и возвращаются к вам с молниеносной скоростью. Будьте уверены, что и другие, которые, по-видимому, могут безнаказанно поступать неправильно, рано или поздно будут поражены негативными энергиями, которые они мобилизуют, и когда они это делают, удар становится еще более неприятным. Просто понаблюдайте за людьми вокруг вас, и вы увидите, что это так.
 Однако по большей части люди упорно остаются слепыми. Хотя закон кармы так же ясен и ясен, как солнечный свет, они просто говорят: "Совпадение!’. Но что такое совпадение? Слово происходит от средне—латинских корней "co", " in " и "cadere" - ‘падать’. Таким образом, совпадение-это то, что выпадает на нашу долю неожиданно и непредвиденно. Но только потому, что мы не знали, что это событие произойдет, можем ли мы предположить, что у него не было причины? Разве все события, которые работали вместе, чтобы произвести это совпадение, не имеют причины? Может ли что-то на самом деле "просто произойти" без причины?
  Действия всех мириадов существ во всем мире и их последствия неразрывно связаны друг с другом и подходят друг к другу, как колеса в часах. И это порождает общую судьбу семьи, группы людей, нации и даже целого континента. Но точно так же, как каждая клетка в большом теле имеет в одно и то же время свою собственную индивидуальную судьбу и общую судьбу со всеми другими клетками в теле, каждое человеческое существо имеет свою собственную индивидуальную судьбу в общей судьбе своей семьи, нации и континента. Достаточно часто во время прошлой мировой войны мы могли видеть, как судьба отдельного человека была связана с судьбой семьи, дома или города, и все же многие люди пережили какую-то общую катастрофу невредимыми, как будто чудом. Какая сила действует здесь, чтобы сотворить эти чудеса? Это сумма всех наших предыдущих действий, чистый результат всех сил, которые мы привели в движение. Ничто и никто не может противостоять этим силам. Пуля в момент выстрела может быть слегка отклонена от своего смертельного пути, возможно, просто из—за того, что эти силы вызывают рефлекторное действие в руке, руке или пальце человека, который нажимает на спусковой крючок—просто невидимая дрожь-и пуля, предназначенная для нас, пролетает мимо, не причиняя вреда.
 Человек может быть убит только тогда и только тогда, когда он несет в себе судьбу быть убитым. Пути убийцы и его жертвы неизменно пересекаются. Оба они неудержимо движимы и притягиваются друг к другу до того момента, когда силы, дремлющие на коленях судьбы, высвобождаются. Тогда убийство совершается. Точно так же спаситель и человек, в судьбе которого было посеяно семя спасения, также следуют путями, которые встречаются. Ничто не происходит случайно; все является результатом предшествующих действий. Давайте никогда не будем забывать об этом. Давайте всегда помнить во всем, что мы делаем, что то, что мы делаем, вернется к нам. И тогда давайте делать это только в том случае, если мы действительно чувствуем, что хотим, чтобы с нами сделали то же самое. ‘Итак, все то, что вы хотели бы, чтобы люди делали с вами, так же, как вы делаете с ними", - так, как сообщается, Иисус выразил этот принцип. Называем ли мы это "золотым правилом" или "кармой", это просто означает, что все, что мы делаем другим, вернется к нам.
  Если мы будем держать глаза открытыми и оглядываться по сторонам, проходя по жизни, мы сможем снова и снова наблюдать, как охотно судьба следует доминирующим характеристикам индивида. Это особенно заметно, когда общая судьба постигает двух или более человек. Один из них может быть сломан и разрушен, в то время как другой даже не выведен из равновесия. Даже если он, возможно, потерял столько же, сколько и Первый, он быстро поднимется; почти в мгновение ока он снова будет ходить прямо и сможет помогать другим. Это пример того, что делают позитивные люди. Ожидая помощи только изнутри себя, а не извне, они верят в себя, крепко держат вожжи, собирают все свои силы и борются до тех пор, пока судьба не положит им на колени плоды всех посеянных ими семян. Этот принцип так хорошо иллюстрируется в басне о двух лягушках: На прогулке на закате две лягушки болтают друг с другом: "Знаешь что, - говорит одна из них, - когда-нибудь я бы с удовольствием выпила столько молока, сколько смогу удержать. Это то, чего я хотел бы больше всего на свете.
 ‘Я тоже, - говорит другая, - это было бы ответом на мою самую большую мечту". Пройдя немного дальше, они приходят на ферму, и, конечно, две большие банки, каждая почти наполненная молоком, стоят прямо перед дверью.
  - Эй, - квакает первая лягушка, - небеса исполнили наше желание. Быстро! Ты прыгай в эту банку, я прыгну в эту, и мы сможем напиться до отвала!
Они прыгают в воду и с жадностью начинают пить молоко. Они пьют ... и пьют ... пока, наконец, не насытятся. И тогда первая лягушка кричит второй: "Я напилась досыта и готова остановиться, но не могу выбраться из банки. Что нам делать?
  - С меня тоже хватит, - отвечает второй, - и я тоже не могу выбраться из банки. Единственное, что мы можем сделать, - это продолжать пить, чтобы уменьшить количество молока в банках. И они продолжают пить ... и пить ... пока первая лягушка снова не закричит: "О-о-о, я просто больше не могу пить ! Я тону!
  "Перестань жаловаться, - кричит в ответ вторая лягушка, - просто продолжай пить, сколько сможешь". И так они продолжают пить молоко, пока первая не крикнет снова: "Я просто не могу выпить еще одну каплю. Да пребудет с тобой Бог, мой друг, я сдаюсь ... 
  - Только не я, - отвечает вторая лягушка. А потом все стихает, и ночная тьма успокаивается. Когда наступает утро, солнце поднимается в небо, и что оно видит?—
  Две банки молока стоят рядом; в одной из них плавает на молоке, брюхом вверх, мертвая лягушка; на молоке в другой банке большой кусок масла, а на нем, радостно подмигивая, сидит другая лягушка.
  Эта маленькая история ясно показывает, как два существа, выросшие в одинаковых обстоятельствах и совершенно равные по всем внешним критериям, могут вырезать для себя совершенно разные судьбы из одного и того же события. Для одного это гибель, для другого—победа-каждый в соответствии со своей индивидуальностью. Нет такого счастливого состояния, как бы мы его ни желали, которое не содержало бы в себе некоторой опасности, и нет такой опасности, которая не несла бы в себе некоторой возможности избежать; нет опасности, в которой человек не может найти какое-то преимущество, когда он полагается на свои собственные ресурсы и знает, что он был создан, чтобы быть хозяином своей судьбы! Путь к этой великой цели-самопознание, саморазвитие и самоконтроль!
  На Востоке этот путь называется Йогой.
Давайте начнем с самопознания.
  Наша работа будет не только ценной, но и чрезвычайно интересной. Большинство людей думают, что знают себя. Но если бы мы могли сравнить образ, который человек создает о себе, с образами, которые люди вокруг него—его супруга, его родственники и друзья—имеют о нем, мы вряд ли нашли бы какое-либо сходство вообще. Хорошо и объективно узнать человека-трудная задача, даже если речь идет о ком-то другом, кого мы можем видеть и наблюдать в моменты, когда он этого не осознает. Но насколько труднее познать себя, когда мы не можем видеть себя и никогда не можем наблюдать себя незамеченными. Когда мы смотрим в зеркало, мы делаем это с выражением, совершенно отличным от того, которое привыкли видеть окружающие нас люди. Всегда бывает очень удивительно, когда мы вдруг видим себя в зеркале, которое сначала не распознали как таковое, полагая, что человек, которого мы видели приближающимся, был незнакомцем. Какой шок мы испытываем, когда впервые видим себя в фильме или впервые слышим свой голос в записи. Мы неизменно спрашиваем: "Я тот человек?’
  Когда мы начинаем следовать по пути Йоги и сознательно наблюдать за собой, мы испытываем ряд неожиданностей. Мы должны начать с наблюдения за выражением нашего лица, за силой, которую мы чувствуем в мышцах нашего лица, за тем, как широко мы открываем рот, когда говорим и когда смеемся; и особенно за тем, как мы смеемся ! Наш смех-это пробный камень, зеркало нашей индивидуальности. Затем мы должны следить за тем, смотрим ли мы на людей выпученными глазами, подмигиваем ли мы или слишком часто моргаем, и какие движения мы делаем руками, ногами, головой, шеей или плечами. В то же время мы должны наблюдать за другими, чтобы проводить сравнения, и мы легко можем увидеть, сколько ненужных движений делает большинство людей и как мало они осознают, что они делают со своими руками, ногами и лицевыми мышцами. Когда они хотят убедить кого-то, они тратят много энергии, жестикулируя руками и двигая ногами, совершенно не осознавая того факта, что они могли бы излучать гораздо больше энергии и достичь гораздо более внушающего эффекта, если бы они держали свое тело полностью спокойным, собрав все свои силы и сконцентрировавшись на своих мыслях и на том, что они говорят.
  Но в этот момент мы выходим за пределы самопознания и переходим в область самоконтроля. Когда мы начинаем наблюдать за собой и когда мы получаем достаточно практики, чтобы никогда не забывать о себе, самодисциплина приходит совершенно естественно, как дар, который падает нам на колени. И это понятно; ибо кому захочется продолжать смотреть на людей с выпученными глазами или смеяться с широко открытым ртом, как только он заметит, что делает это, и как только он поймет, насколько это неприятно для других. В тот момент, когда мы замечаем, что наши движения излишни или уродливы, мы перестаем их делать, отчасти из чистого тщеславия, а отчасти потому, что считаем это своим долгом. Наш долг-как можно приятнее выглядеть перед окружающими. Даже этот очень низкий уровень самоконтроля предполагает первое благотворное изменение в нашей судьбе. Люди начинают нас больше уважать. Параллельно с развитием нашего самоконтроля развивается и наша сила внушения. Никто не может избежать этого эффекта.
  В дополнение к этим положительным результатам мы начинаем замечать ряд негативных вещей, которые больше не могут с нами происходить. Наше постоянное самонаблюдение и самоконтроль позволяют нам избегать любых случайных движений; поэтому, когда мы являемся гостями в домах других людей, мы не будем опрокидывать стаканы, оставлять пятна на скатерти или раздражать нашу хозяйку другими способами. Когда мы садимся в трамвай или автобус, мы всегда ставим ноги в нужных местах и поэтому избегаем поскользнуться на ступеньке или наступить на пальцы ног других людей. Это означает, что есть ряд вещей, за которые другие люди не будут нас ругать. И мы также можем избежать неприятностей, не морщась и не выказывая гнева, когда другие наступают нам на пятки. А теперь самое трудное: мы не должны даже позволять себе думать что—либо плохое! - ибо мысли-это духовные энергии, настолько сильные, что они могут проникнуть во что угодно, и с абсолютной уверенностью они возвращаются к нам!
 Конечно, держать свои мысли и эмоции под контролем-это высшая форма самодисциплины, к которой физическая дисциплина приводит нас постепенно, даже без нашего осознания этого. Может ли человек, контролирующий свое тело и движения, иметь недисциплинированный ум?—Конечно, нет! Физическая дисциплина укрепляет нашу волю, а постоянное самонаблюдение ведет нас в мир, лежащий за завесой сознания. Мы знакомимся с нашими побуждениями и мотивами, тайными движущими силами наших действий, и внезапно мы оказываемся в самых тайных камерах нашей души. Постепенно мы приходим к пониманию тесной связи между психическим состоянием и выражением лица, характером, осанкой, походкой, движениями рук и ног, почерком и так далее, вплоть до самого тонкого и, казалось бы, самого незначительного физического выражения человеческого ума. На основе этих отношений строится система Хатха-йоги.
 Хатха - йога дает нам ключ к тайне, в которой происходит великое чудо: рождение материи из ума и эмоций. Мы можем стать сознательным свидетелем трансформации психического состояния в физическое явление. Именно по этой причине мы практикуем упражнения хатха-йоги с закрытыми глазами и должны обратить все свое внимание внутрь. При взгляде со стороны упражнения Хатха-йоги кажутся чисто физическими; на самом деле, однако, их ментальная сторона более важна. Благодаря этим упражнениям мы пробуждаем в себе различные психические состояния и учимся контролировать их. Люди, которые практикуют упражнения Йоги без концентрации, не смогут контролировать силы, которые они пробуждают с помощью упражнений. Они могут достичь физических результатов, исцеления, набора или потери веса, укрепления мышц, но они не достигнут истинной цели йоги.
 С другой стороны, люди, которые упражняются с концентрацией, придут к пониманию того, как жизненные энергии, которые они пробуждают, протекают через нервную систему и в каких нервных центрах физические энергии преобразуются в ментальные и наоборот. Они также поймут, что для каждого из нас наша судьба-не что иное, как проекция нашего " Я " во внешний мир, и что мы можем держать в своих руках руль нашей судьбы.
  Как распознать это и как правильно использовать рулевое колесо-вот чему мы учимся в высшей школе йоги.
 

Изменено пользователем Legenda
  • ДарюБлаго! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 ЙОГА И САМОИСЦЕЛЕНИЕ.

Один из великих медицинских ученых древнего мира придумал латинскую фразу: «Medicus Coot, -natura Sanat», что означает, что, хотя врач может обеспечить уход, природа делает исцеление.
 Истинная правда ! Природа исцеляет. Но если я стану единым с природой, если я отождествлю себя с огромными природными силами, я действительно смогу сказать, что я-природа. И тогда исцеление становится самовосстановлением.
 Это означает, что я стал хозяином природы. Или, выражаясь иначе, я привел природу "под свое ярмо".
 Слово "Йога’ означает" иго’. Таким образом, название каждой из различных систем Йоги указывает на то, что с ее помощью человек способен подчинить что-либо своей воле и таким образом получить власть над ней. Благодаря системе Хатха-йоги человек способен подчинить природу своему игу.
 В Индии люди с железной силой воли всю свою жизнь проводили исследования всех секретов здоровья, болезни, жизни и смерти. Они начали свои исследования не снаружи, работая вовнутрь, а изнутри, работая вовне. Они исследовали не только внешние явления, но прежде всего самого человека как источник и причину этих явлений.
  Основное различие между людьми Востока и людьми Запада заключается в их подходе к исследованиям. На Западе люди наблюдают внешние явления, и они всегда являются основой их исследований, в то время как на Востоке исследования и суждения основаны на внутреннем наблюдении, непосредственном опыте и идентификации. На Западе изучение человека означает наблюдение за тысячами людей, запись и обработку полученных данных, вывод выводов из них, создание гипотез и более поздних теорий для объяснения наблюдаемых явлений, проведение бесконечных дискуссий о них и, наконец, отказ от старых теорий, чтобы создать новые.
  На Востоке, напротив, исследовать человека-значит наблюдать природные явления внутри себя посредством собственного "Я". Каждый метод имеет свои преимущества, но реальная, истинная сущность вещей может быть распознана и понята только через непосредственный опыт. Окончательные истины, открытые таким образом, никогда не меняются, точно так же, как человек и природа остаются неизменными в течение эонов и эонов времени. Каждый великий посвященный, достигший божественного вдохновения и просветления, провозглашает одни и те же истины, потому что он знает их из своего собственного непосредственного опыта.
 Только в этом свете мы можем понять тот факт, что положения, содержащиеся в теле древней индийской медицины, оставались неизменными в течение тысячелетий и были подтверждены шаг за шагом в ходе развития западной науки. Открытия, сделанные в ходе раскопок, доказывают, что брахманы, написавшие Аюрведу, обладали огромными медицинскими знаниями. Они уже знали, какую роль играют бактерии в болезнях; они знали секрет иммунитета к бактериям; они знали о космических лучах; и они знали о влиянии радиации и движения небесных тел на частоту и тяжесть заболеваний. Их хирургия была очень развита. Своими операциями они творили настоящие чудеса. Мои западные читатели будут вполне правы, если спросят, почему йоги и практикующие Аюрведу хранили свои знания в такой тайне.
 В ответ я расскажу об одном инциденте, который произошел в Калькуттском университете и который прояснит все дело. Индийский йог, получивший аюрведическое образование, беседовал с западным профессором, который очень гордился своими знаниями. Йог сказал профессору, что и малярия, и филария имеют отношение к ходу и фазам Луны и что только люди, которые негативно реагируют на лунные энергии, подвержены этим заболеваниям. С другой стороны, люди, в телах которых эти энергии находятся в равновесии, могут быть без каких-либо серьезных последствий укушены комарами (анофелес; баккили) не размножаются в их крови, и они вообще не болеют.
  С надменным смехом профессор похлопал Йога по плечу и сказал: "Все в порядке, старина, скоро ты заставишь меня поверить, что эти болезни, как и влюбленные молодые люди, имеют пристрастие к вечеринкам при лунном свете".
  Йог спокойно ответил: "Прежде чем я буду смеяться над чем-то, чего я не знаю, я хочу изучить и понаблюдать за этим". С тех пор он больше не говорил с западным профессором о лунном излучении и других энергиях, которые активны в природе и влияют на нашу жизнь.
  Но профессор не мог забыть замечания Йога, потому что снова и снова он мог наблюдать, что индиец был прав. Только четыре года спустя он опубликовал новую медицинскую теорию—приписывая себе заслугу за ее открытие!—о том, что течение и излучение Луны и других небесных тел играют важную роль в болезнях и эпидемиях.
 Но индийцы, как и другие восточные народы, стали чрезвычайно осторожными в том, что они говорят, и это результат их накопленного опыта за три столетия. Они знают, как мало на Западе людей, которые взяли бы на себя труд попробовать что-то на себе. Однако переживание чего-то самим по себе делает все объяснения совершенно излишними. Например, было бы совершенно бесполезно писать тома о возвышенных удовольствиях, которые хорошая музыка приносит тем, кто склонен к музыке, если бы это письмо было предназначено для информирования и убеждения немузыкального человека, неспособного самостоятельно реагировать на хорошую музыку.
  Метод востока-это опыт. С помощью этого метода индийские йоги начали исследовать тайны природы. Внутри, глубоко внутри себя, через непосредственный опыт, они делали наблюдения и приобретали знания. И их неустанные усилия привели их к цели: они стали озаренными. Перед их духовной жизнью лежала тайна Бытия. Они понимали себя и, следовательно, понимали всю вселенную. Они видели, переживали и отождествлялись с конечной, беспричинной Причиной: с самим Творцом.
  С самого начала творения человеку было суждено властвовать над природой, потому что своим интеллектом он стоит выше природы. Природа просто следует слепым законам, и когда человек осознает и переживает эти законы внутри себя, он может подчинить их своей воле, сознательно используя их для собственной выгоды. Он может направлять гигантские силы—как созидательные, так и разрушительные,—которые действуют в природе.
  Первые иллюминаты знали, что этой цели может достичь каждый. Они сжалились над другими людьми, которых видели борющимися в своем невежестве, и начали учить их. Так возникла заповедь самоконтроля. За первыми великими мастерами последовали другие, которые развили принципы самоконтроля в науку, и эта наука постепенно стала уникальным, полным методом: Хатха-йогой.
 Хатха-йога возвращает нас к природе, показывает нам тесную связь между телом и умом, знакомит нас с целительными и разрушительными силами, действующими в травах, деревьях и корнях, и учит нас быть хозяевами над здоровьем тела и ума. В Индии хатха-йога широко практикуется, и продвинутые мастера обладают удивительными способностями. Они могут контролировать свое сердцебиение, функционирование своего пищеварительного тракта и работу всех других органов тела. Они полностью контролируют свою нервную систему, и их душа наполнена божественным покоем.
 Если бы не тот факт, что бесчисленные западные ученые уже писали об этом предмете, я бы не осмелился упомянуть, что йоги в возрасте 700-800 лет даже сегодня живут в горах Индии. Я полностью осознаю, что здесь, на Западе, мне вряд ли кто-нибудь поверит, но на Востоке общеизвестно, что с помощью Хатха-йоги можно достичь стадии развития, на которой человек может продлить свою жизнь по своему желанию.
  Молодому ученику йоги посчастливилось встретиться с великим мастером, которому было несколько сотен лет. Он наблюдал, как мастер время от времени отламывал крошечный кусочек странной формы корня, тщательно жевал его и глотал сок. Поскольку он знал, что этот корень способен продлевать жизнь, он попросил мастера открыть ему его секрет. Своими бесконечно глубокими, любящими глазами учитель долго-долго смотрел на ученика, а затем сказал: "Зачем тебе это нужно, сын мой? После первых восьмидесяти лет здесь, на земле, жизнь становится настолько утомительной, что это великое и очень ответственное задание-оставаться здесь на протяжении веков только для того, чтобы учить поколения, которые придут после вас. Но знание этой тайны обязывает нас сделать это. Когда тебе исполнится восемьдесят, приходи снова, и, если ты все еще хочешь, я научу тебя секретам этого растения.
  Прошло много лет, ученику Йоги еще предстоит пройти долгий путь, чтобы дожить до восьмидесяти лет, и все же он уже давно перестал хотеть иметь возможность продлить свою жизнь. Он знает, что жизнь здесь, на земле,—это всего лишь школа, возможность приобрести опыт, и он знает, что смерти просто не существует-только вечная жизнь. Он смирился с тем, что проживет первые восемьдесят, а может быть, и сто лет в здравии и полном владении своими силами! Это достижимая цель для всех, даже здесь, на Западе! Нужна только реальная сила и самообладание. Первый шаг в этом направлении-самопознание.
 Те, кто делает первые шаги по пути Йоги к самопознанию, вскоре обнаруживают, что внутри человека скрыто нечто чудесное, мир, которого они никогда раньше не знали. Раньше, когда они смотрели внутрь себя, они видели только темноту, и именно поэтому они никогда не думали о дальнейших попытках. Практиковать йогу, однако, означает обратить наше внимание на эту внутреннюю тьму и продолжать терпеливо смотреть на нее. Если мы так поступаем, то начинаем ощущать, как внутри нас зарождается заря и открывается дверь в странный новый мир. Тот, кто хоть раз бросил взгляд в этот новый мир, никогда не захочет прекратить заниматься Йогой.
 Путь открытий настолько увлекателен, что человек едва может дождаться окончания своих дневных обязанностей, чтобы начать свои упражнения и продвинуться дальше по пути Йоги. В своем путешествии открытий он находит странные вещи: например, стены, через которые он может просто пройти, когда полностью сосредоточится на них. Он замечает, что стоит перед той самой стеной, о которой говорят восточные люди. Тот, кто знает волшебный пароль, "сезам откройся", видит, как стена отступает, открывая невообразимые сокровища в невероятном изобилии. По мере того как он продвигается дальше, его ждут все новые и восхитительные сюрпризы. Он натыкается на чудесные инструменты, и когда он трет их, появляются гении, готовые выполнить его приказ, готовые исполнить любое его желание. Он может стать хозяином неисчислимых богатств. Он может завоевывать царства, но все это превращается в ничто перед тайнами самой сокровенной сокровищницы: яблоко - говорящая птица и кувшин с водой, которая никогда не иссякает-яблоко силы, всеведущая птица и вода вечной жизни. Тот, кто ест яблоко, становится всемогущим; тот, кто владеет птицей, становится всеведущим; кто пьет воду жизни, тому дано бессмертие. Но это конец пути, конечная точка, цель, к которой мы все стремимся. Мы должны начать с самого начала!
  Давайте сначала узнаем об этих волшебных инструментах, которые, если их потереть друг о друга, заставляют гениев вскакивать, чтобы выполнить наши приказы. Они представляют собой не что иное, как важные нервные центры, которые посредством стимуляции различными методами мы можем заставить выполнять нашу волю; то есть мы можем подчинить функции этих нервных центров нашей сознательной воле. Почему это необходимо? Какого результата мы можем надеяться достичь? Чтобы понять эти вещи, мы должны сначала бросить быстрый взгляд на тайны сил, действующих внутри нас.
 Во всем, что живет, мы находим два проявления силы: отправителя и получателя—того, кто дает, и того, кто берет. Здесь, на Западе, принцип посылки или испускания называется положительной энергией; принцип получения-отрицательной энергией. На Востоке, на древнем языке индийцев, санскрите, положительные потоки энергии называются "Ха", что приблизительно означает "солнце". Отрицательный ток называется "Тха", что означает "луна". Таким образом, хатха—йога означает науку и искусство достижения совершенной гармонии между двумя силами и подчинения этих двух сил игу—Йоге-человека.
  Даже в таком "неодушевленном" объекте, как кристалл, мы находим положительные и отрицательные полюса, точно так же, как мы можем найти их на каждом уровне проявления жизни. Полярность и ритм, который возникает из полярности, оживляют всю вселенную. Гигантские небесные тела с планетами и лунами, вращающимися вокруг них, солнечные пятна, пульсирующее сердцебиение животных, чередование наших вдохов и выдохов—все это происходит в ритме, возникающем из полярности. Положительные и отрицательные токи ритмично чередуются, создавая положительные и отрицательные условия в идеальном равновесии.
  Наша земля тоже имеет два полюса, и мы, люди, которые сделаны из земли и возвращаются на землю, также функционируем через полярность. Место положительного полюса находится в мозге, в задней части головы, под тем местом, где волосы закручиваются спиралью наружу в небольшом вихре. Место отрицательного полюса находится в копчике в последнем позвонке. Между этими полюсами протекает ток очень высокой частоты. Этот поток-сама жизнь.
 Носителем нашей жизни является наш позвоночник.
До тех пор, пока эти два полюса соединены текущими токами и пока функции тела соответствуют переносу этих токов, у нас есть ощущение, что наше тело живо.
  Здоровье-это не что иное, как совершенное равновесие между этими двумя течениями.
 Когда ток, протекающий от одного из этих полюсов, получает преобладание в ущерб току, протекающему от другого, таким образом, что равновесие нарушается, результатом является болезнь.
  Если нарушение равновесия настолько велико, что поток тока между двумя полюсами полностью обрывается, тело умирает. Таким образом, человек несет в себе положительные - дающие, оживляющие-характеристики одновременно с отрицательными, принимающими и сопротивляющимися чертами. В своем существе, состоящем из противоположностей, он должен создать полное равновесие в соответствии с законом Божьим; он должен дополнять и компенсировать эти различные противоположности внутри себя, ибо только таким образом он может быть совершенно здоровым.
  Точно так же дополнительные цвета в солнечном свете дополняют друг друга в абсолютном равновесии: красный и зеленый, фиолетовый и желтый, синий и оранжевый. Хотя цвета в каждом из этих наборов являются точной, полной противоположностью друг другу, они принадлежат друг другу и, когда они вместе, образуют полное целое.
 Основная природа тела-это здоровье. Однако жизненная сила в человеке активна не только в его сознательной воле к жизни, но также, как и у животных, в бессознательном как жизненный инстинкт, независимый от сознания.
  Во всем человечестве степень достигнутого сознания отличается от человека к человеку. В результате невежества и низкого уровня сознания люди на более низком уровне развития очень легко теряют свое внутреннее равновесие. Они не знают жизненных сил, действующих внутри них, и постоянно грешат против них. Их неуравновешенность проявляется в первую очередь в их мышлении и эмоциях. Определенным следствием этого является расстройство жизненных энергий, излучаемых этими людьми, нарушения в их положительных и отрицательных жизненных силах, и в результате возникает болезнь.
 Таким образом, главное требование для нашего здоровья состоит в том, чтобы мы научились шаг за шагом расширять наше сознание и направлять его в каждую часть нашего тела; ибо только через сознание мы можем поддерживать равновесие в жизненных силах, которые мы излучаем. Таким образом, мы можем предотвратить несбалансированное состояние нашей жизненной энергии и предотвратить возникновение болезни. В этом состоянии сознательного контроля равновесия мы невосприимчивы к любой форме болезни! Однако, если мы уже страдаем от болезни, мы можем вернуться к здоровью в кратчайшие сроки, восстановив порядок с помощью сознательного контроля над нашими жизненными энергиями.
  Здесь Йога помогает нам, обучая нас нервным центрам тела и их функциям. Нервная система является проводником жизненных токов. Существуют нервные центры, которые способны накапливать, подобно батарее, ток, проходящий через них. Всякий раз, когда в результате эмоционального расстройства происходит перепроизводство отрицательного тока, мы сознательно стимулируем нервные центры, заряженные положительными токами, или успокаиваем отрицательные центры. В любом случае мы восстанавливаем равновесие, и в результате происходит исцеление, граничащее с чудом!
  Эти непостижимые исцеления, рассматриваемые как чудеса, непонятны только тем, кто не понимает тайны равновесия между двумя жизненными потоками. Для тех, кто понимает эту тайну, такое исцеление больше не является чудом, а скорее результатом действия простого естественного закона, и со знанием этого естественного закона желаемая реакция может быть произведена с математической точностью. Сама процедура может варьироваться. Либо просветленный человек через возложение рук направляет свою собственную жизненную энергию в нервные центры человека, страдающего от нехватки жизненной энергии, либо он использует силу произнесенного слова, чтобы увеличить жизненную энергию внутри больного человека и заставить ее возобновить свой нормальный поток. Здесь, на Западе, это называется вербальным внушением или гипнозом.
 С другой стороны, когда больной человек сам производит недостаточный жизненный ток более энергично, таким образом исцеляя себя, мы называем этот метод Хатха-йогой.
 Поскольку болезнь всегда возникает из-за преобладания одного из двух жизненных токов в ущерб другому, мы делим болезни на две основные группы: положительные и отрицательные.
 Каждый, несомненно, был в состоянии наблюдать за собой до такой степени, чтобы заметить, что функции его физических органов находятся под тесным и глубоким влиянием эмоциональных расстройств. Даже самый здоровый человек, получив важную плохую новость, претерпит физические изменения, даже если никто даже пальцем не коснется его тела. Он может потерять аппетит, получить головную боль, испытать внезапное опорожнение кишечника или наблюдать другие неприятные симптомы. Когда он внезапно пугается, он бледнеет, и в его мозгу не хватает крови. Если страх велик, он может упасть в обморок, или если несбалансированное состояние токов в его теле еще больше, он может получить удар и даже умереть. Как состояние сознания, испуг вызывает избыток отрицательного тока и нарушает равновесие жизненных сил в организме. Гнев, с другой стороны, вызывает прилив крови к голове и сильно учащенное биение пульса, то есть противоположное описанному выше состоянию: ненормально позитивное состояние.
 Случайные короткие и незначительные нарушения также вызывают неприятные симптомы, но они могут быть быстро приведены в порядок нашей естественной системой защиты. Однако если такие нарушения происходят с частыми интервалами или даже становятся постоянными, они рано или поздно приводят к постоянному нарушению баланса в потоке жизненных токов в организме, и в результате возникает тяжелое заболевание.
 Если мы слишком сильно увеличиваем жизненную силу в теле, либо через чрезмерную сексуальность, либо через интенсивную интеллектуальную работу, мы увеличиваем горение, и тело, впадая в негативное состояние, истощается. Его сопротивление неадекватно.
  Заболевания, которые возникают таким образом, включают туберкулез, все хронические воспаления, аллергии, язвы желудка и кишечника, неврастению, нервную депрессию, усталость и подобные состояния слабости.
 Если, с другой стороны, жизненная энергия тела недостаточна, уменьшена или выведена, клетки тела, лишенные объединяющей, всеобъемлющей силы, начинают самостоятельную жизнь, и их размножение приводит к опухолям и раку. Конечным результатом также является негативное состояние организма, но очевидно, что причина в этом случае прямо противоположна причине туберкулеза и аллергии. Это объясняет, почему люди с аллергическими склонностями крайне редко страдают от рака.
 Положительными болезнями, вообще говоря, являются те острые страдания, которые сопровождаются высокой температурой: пневмония, тонзиллит, нефрит, невралгия, все другие воспаления; и все виды инфекционных заболеваний, сопровождающихся высокой температурой, такие как скарлатина, брюшной тиф, оспа и т. Д.
 Затем возникают "смешанные расстройства", при которых снижение сил организма приводит к чередованию положительных и отрицательных состояний. Примерами этого являются малярия и гнойные состояния, при которых температура тела выше 90°F чередуется с субнормальными температурами.
  Человеческий организм постоянно стремится к равновесию. Например, если в результате низкой температуры окружающей среды организм попадает в отрицательное состояние с пониженной устойчивостью к бактериальной атаке, организм для самозащиты немедленно вырабатывает большое количество положительных токов, и возникает положительное состояние-высокая температура. Внезапное преобладание положительных токов вызывает воспаление и флетору. Они разрушают бактерии, которые собирались во время отрицательного состояния, и мало-помалу равновесие восстанавливается. Иногда в тяжелых случаях воспаления, после того как бактерии уничтожены и перепроизводство положительных токов больше не требуется, происходит внезапный рецидив в отрицательное состояние; температура пациента падает, и, хотя он фактически преодолел само расстройство, он может попасть в критическое состояние из-за внезапного перехода от положительных токов к отрицательным. В таких случаях мы можем вызвать положительную реакцию, давая пациенту стимуляторы, черный кофе и т. Д.
  После положительных расстройств во время выздоровления обычно возникает легкое негативное состояние. После сильного качания вправо маятник имеет тенденцию быстро качаться влево, только постепенно возвращаясь к своему нормальному ритму.
 Но если мы сознательно предотвратим первые нерегулярные колебания маятника, беспорядок просто не материализуется.
  Предположим, например, что наше тело внезапно охлаждается до ненормальной степени. Когда законы природы действуют вслепую, возникает негативное состояние, бактерии закрепляются и размножаются, защитный механизм природы начинает работать, чтобы развить положительные силы, возникает лихорадочное состояние, и болезнь идет своим чередом. Однако, если во время внезапного аномального охлаждения мы сознательно вырабатываем дополнительное количество положительных энергий, наше равновесие немедленно восстанавливается, бацилы не могут размножаться, и лихорадка не нужна; мы предотвратили расстройство. Это и есть Йога!
 Когда что-то возбуждает нас и наша позитивная энергия начинает брать верх, мы немедленно стимулируем успокаивающие нервные центры и таким образом удерживаем нашу нервную систему от выхода из равновесия. У нас нет внезапного прилива крови к голове, мы не начинаем трястись, наша секреция желчи и адреналина остается нормальной, и поэтому мы решаем проблему, сознательно сохраняя внутреннее спокойствие. В результате мы сохраняем свое здоровье и избегаем разрушать наши хорошие отношения с другими людьми.
 Мы видели, какие катастрофические результаты могут следовать незначительному психологическому нарушению. Насколько более серьезным, тогда, являются последствиями долгосрочных, дисгармоничных и несбалансированных психических состояний! Гнев, страх, сомнения, печаль, беспокойство, ревность, пессимизм и подобные эмоциональные условия подрывают здоровье, уничтожить нервную систему, снизить сопротивление всего организма и вызывать все расстройства. Выводные железы по всему телу немедленно реагируют на малейшие психические нарушения. Эти железы являются сиденьем определенных психических центров и, таким образом, образуют соединительную связь между телом и умом. Когда мы понимаем важную роль, которую играют эти центры и железы в хранении и распределении положительных и отрицательных жизненно важных токов, мы знаем, что реакции, которые следует ожидать из разных условий ума. Таким образом, один может быть мастером его здоровья, если он сознательно поддерживает порядок в своем уме.
 Опыт показывает, что, как правило, длительное беспокойство и постоянное беспокойство предшествуют образованию камней в почках, мочевом пузыре или желчном пузыре. Постоянные чувства страха и испуга вызывают хронический кишечный катар. Наверное, каждый по собственному опыту знает, какие кишечные расстройства могут возникнуть в результате внезапного испуга, пусть и кратковременного. Длительное возбуждение предрасполагает человека ко всем видам кишечных расстройств, и если его психическое состояние еще больше нарушается, могут возникнуть проблемы с сердцем, варикозное расширение вен и подобные расстройства.
 Разочарования, несбывшиеся надежды и нереализованный, неудовлетворенный желания вызывают гиперсекрецию желудочной кислоты и предрасполагают человека к язве желудка. Затяжной страх смерти оказывает сильное угнетающее действие на функционирование половой железы. Чрезмерная чувственность предрасполагает человека к туберкулезу, что объясняет, почему тенденция к заболеванию туберкулезом наиболее велика в период полового созревания. В наших школах хатха-йоги мы видели, как тяжелые и, по-видимому, безнадежные случаи достигали полного выздоровления, при условии, что пациент был готов дисциплинировать свои мысли и, не подавляя их, жить некоторое время в полном воздержании, одновременно практикуя упражнения хатха-йоги, чтобы усилить сопротивление тела. На Западе распространено мнение, что туберкулезные расстройства приводят к чрезмерной чувственности. На самом деле, однако, верно обратное: похоть и похотливость создают предрасположенность к туберкулезу.
 Если бы люди на Западе разработали статистические данные о психических состояниях, предшествующих различным расстройствам, они вскоре узнали бы то, чему учат хатха— йоги на протяжении более десяти тысяч лет, а именно, что каждая болезнь, включая инфекции, может быть прослежена до психических причин. Уравновешенный, счастливый человек обладает сопротивляемостью, которая позволяет ему предотвратить любую инфекцию. Он невосприимчив к болезням, потому что его идеальный баланс положительных и отрицательных жизненных энергий побеждает любую атаку.
 Хатха-йоги не используют химические или фармацевтические препараты для борьбы с бактериями. Они знают, что усилия напрасны. Если в результате психического состояния сопротивляемость пациента остается низкой, бактерии снова наберут силу, или появится какая-нибудь другая бактерия и нападет на пациента с какой-то другой стороны, и болезненное состояние никогда не будет действительно закончено с помощью такого лечения. Йог предотвращает это расстройство, поддерживая равновесие между жизненными потоками; или, если равновесие уже нарушено и болезнь уже нанесла удар, он восстанавливает состояние равномерной регулировки между двумя противоположными жизненными потоками, позволяя организму победить своих микроскопических врагов своими собственными силами, без использования лекарств. Лучше всего то, что восстановление, достигнутое таким образом, длится!
 В этот момент я вполне мог себе представить, что один или несколько моих читателей могут задать такой вопрос: "А если я откушу твердую корку хлеба и сломаю зуб, это тоже имеет психическую причину?"
 Мой ответ: "Определенно да". Разум участвует в жизни тела и контролирует его действия через нервную систему. Нервная система, в свою очередь, контролирует функционирование желез без протоков в различных частях тела. Таким образом, выработка гормонов железами напрямую зависит от психического состояния человека. Известно, что содержание кальция в наших костях—и, следовательно, твердость и прочность наших зубов—зависит от количества и качества гормонов, циркулирующих в нашей крови. Если зуб слабый и хрупкий, основная причина этого состояния-психическое.
 - А как насчет несчастных случаев? Предположим, кто-то упадет с лестницы и сломает несколько костей. У этого тоже есть психическая причина?
 Да! Причины несчастных случаев коренятся глубоко в уровнях нашей умственной деятельности ниже уровня сознания. Каждый несчастный случай-это форма самонаказания: каждое решение, каждое движение и каждый поступок исходят изнутри нас. Тот факт, что кто-то сотни раз поднимался и спускался по одной и той же лестнице, не спотыкаясь и не спотыкаясь, и только один раз упал в результате неловкого движения, имеет свои внутренние причины. Скрытая сила, дремлющая глубоко в подсознании, посылает противоположный импульс в нервную систему, заставляя нас в критический момент совершать неправильные рефлекторные действия. А потом—бац, бац—! Следующее, что мы знаем с ним произошел несчастный случай !
 Самонаказание! Как только мы осознаем этот основополагающий факт, мы навсегда освобождаемся от одного из величайших источников человеческого страха— страха перед несчастным случаем. И никогда больше нам не придется тратить ни одного драгоценного мгновения на сострадание к себе : в тот момент, когда мы ударимся локтем, прикусим язык или испытаем какой-либо другой несчастный случай, большой или маленький, мы немедленно спросим себя: "Почему я злюсь на себя?" И где-то в глубине нашего существа мы услышим ответ ... 
 Хатха-йога учит, что мы можем и должны сами исцелять свое больное тело, потому что мы сами вызвали наши расстройства. Учитель может только помочь нам выяснить, что не так и почему. Тогда мы сами должны стать здоровыми, ибо
       Быть здоровым, является обязанностью.
Здоровье начинается с нашего обучения, чтобы правильно дышать. Адекватно справиться с важность дыхания, потребует книги по этому вопросу в одиночку. Поэтому с точки зрения самовосстановления, поэтому я буду доволен тем, что самый важный фактор в поддержании баланса между положительными и отрицательными жизненностями дышат - правильное дыхание! Дыхание - это не что иное, как устойчивое и регулярное чередование двух жизненно важных токов. Как мы вдыхаем, мы даем организм положительный заряд; И когда мы выдыхаем, негативно. Если мы сознательно регулируем наше дыхание, мы можем контролировать и направлять по нашему собственному желанию добычу и распространение двух энергий. Таким образом, ключ к самодисциплине и самоконтролю, таким образом, контроль над дыханием. Наше состояние ума и наше дыхание настолько тесно связаны, что каждый может повлиять на другую. Малейшее эмоциональное нарушение оказывает непосредственное влияние на качество организма и ритма дыхания. С другой стороны, через сознательно меняя наш дыхательный образец, мы можем осуществлять мощное влияние на наш разум. Например, в глубоком, регулярном и медленном дыхании мы можем сразу же создать в себе состояние высшего мира и спокойствия в месте дикого возбуждения или гнева. Во время дыхания медленно нельзя взволнован. Но быстрое, поспешно, неравномерное дыхание вполне достаточно в себе - без какого-либо другого влияния - вызвать агитацию и беспокойство. Какое большое преимущество это знание приносит всем, кто сознательно использует возможности, лежащие спрятанные в простой повседневной материи! Дальнее спокойствие и самоконтроль восточных народов, особенно йоги, основаны на сознательном контроле дыхания.
 Достижение совершенного контроля над телом основано, во-первых, на тысячелетнем знании сил, действующих внутри нас, и, во-вторых, на добросовестной практике упражнений, проверенных и проверенных многими сотнями поколений йогов. По большей части эти упражнения состоят из пассивных поз тела в сочетании с контролируемым дыханием, концентрацией мысли и управлением сознанием. Даже здесь, на Западе, со всей неестественной поспешностью, которая является неотъемлемой частью современной жизни, эти упражнения приносят в высшей степени хорошие результаты. Они просты и легки в исполнении.Наиболее важным из всех упражнений хатха-йоги является достижение абсолютного покоя и расслабления. Западные люди больше не знают, что на самом деле означает полный покой. Это больше не в состоянии полностью расслабить все свое тело, включая все его мышцы и все его нервы. Они держат себя в постоянном напряжении. Это очень вредно, так как мы можем зарядить батареи нашего тела только тогда, когда полностью расслабим наше тело и все его части. Хатха-йога учит нас, что несколько минут, потраченных на выполнение одного упражнения, включающего сосредоточенное, сознательное расслаб