Перейти к публикации

Сумеречное мышление.


Nag
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

 

 Чувствознание. Воспринимая информацию человек либо принимает ее (притягивает) или не принимает (отталкивает), в зависимости от собственных намерений, интересов, восприятия...имея намерения, желания, цели, человек ищет в информации практическое применение, способствующее достигнуть результата, этими качествами определяется обособленность практического ума.

Ум познающий притягивает или отталкивает информацию без намерений.  Ум увлекаемый неизвестностью. Состояние познающего ума то-же самое что состояние ума младенца. Человек способен достичь такого состояния только обнулив сознание, опустошив сосуд.

   Изменчивость мира симметрична изменчивости ума.

Аналитический ум способен трансформировать или разрушить восприятие мира, обнаружив в процессе анализа информации несоответствующую устоям деталь сложившегося мировоззрения.  

Чувствознание как принятие информации переживаниями, при этом практичный ум не функционирует, содействие познающего и аналитического ума позволяет воспринимать информацию абстрактно, аллегорично, образно, иносказательно, метафорично... Чувствознание - первый указатель к постижению сумеречного мышления.

 

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 325
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Некоторые нейробиологи часто отождествляют сознание с процессами в мозге. Но как для меня, это не совсем то, что отождествляется. Сознание это не только мозг в работе с чувствами объединённый. Это намного больше. 
Я не пытаюсь противоречить автору, просто немного пытаюсь развернуть видение с иного угла. 
Философские размышления могут доказать абсолютно любую точку зрения. Но даже доказанная, эта точка зрения не обязательно может приемлемой для всех. 
Это как талант. Он есть, но у каждого талантливого, он свой. Даже в в одной области. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

52 минуты назад, Арина сказал:

Некоторые нейробиологи часто отождествляют сознание с процессами в мозге. Но как для меня, это не совсем то, что отождествляется. Сознание это не только мозг в работе с чувствами объединённый. Это намного больше. 
Я не пытаюсь противоречить автору, просто немного пытаюсь развернуть видение с иного угла. 
Философские размышления могут доказать абсолютно любую точку зрения. Но даже доказанная, эта точка зрения не обязательно может приемлемой для всех. 
Это как талант. Он есть, но у каждого талантливого, он свой. Даже в в одной области. 

Да я согласен, чувства и ум это не полный список компонентов сознания. Спешил за мыслью, не предал значение четкости формулировки. Сознание связано со всеми тонкими телами человека. Но речь о мышлении, как о союзе мыслей и чувств, астрального и ментального взаимодействия.

 

Только что, Nag сказал:

Философские размышления могут доказать абсолютно любую точку зрения. Но даже доказанная, эта точка зрения не обязательно может приемлемой для всех. 

Сумеречная мысль определяется своей идеей объективности и единства, согласие это цель, и если мы не согласны друг с другом, мы можем понять причину и найти объективное понимание?

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, Nag сказал:

если мы не согласны друг с другом, мы можем понять причину и найти объективное понимание?

Всё зависит от желания. Если есть желание, тогда возможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

28 минут назад, Арина сказал:

Всё зависит от желания. Если есть желание, тогда возможно.

 

42 минуты назад, Nag сказал:

Сумеречная мысль определяется своей идеей объективности и единства, согласие это цель

Такая у нее природа.

Изменено пользователем Nag

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 29.08.2020 в 12:51, Nag сказал:

Ум познающий притягивает или отталкивает информацию без намерений.  

Немного не понятно, что значит - "без намерения"?

 

21 час назад, Nag сказал:

речь о мышлении, как о союзе мыслей и чувств, астрального и ментального взаимодействия.

Необходимо иметь общую концепцию проявления чувств на различных планах. Иначе идет непонимание собеседника. 

Если принять, что органы чувств подвержены совершенствованию, и чувства используются в процессе эволюции от низших проявлений форм до более утонченных, то идет понимание единого процесса, ведущего к одной цели - внутреннему знанию, которое дает внутреннюю  осведомленность процессов. То есть, чувства, в своих множественных проявлениях, ведут к распознаванию вибраций Единого Источника.

Чувства материального мира, поляризованные на эфирных планах, проявляются через нервные центры, мозговую деятельность, различные нервные сплетения.

При фокусировке в астральном поле, чувства стимулируют солнечное сплетение, заставляя чела менять качества, например, зрение физического плана уже становится яснослышанием, пока до конца не осознаваемым.

При переходе на ментальный план, приходит осознавание, что меняет уровень сознания и приходит распознавание вибрационных потоков. На высших подпланах ментала зрение становится ясновидением с осознанным пониманием прошлого, настоящего и будущего. То же можно рассмотреть и со слухом, осязанием и т. д.

1 минуту назад, Анеле2 сказал:

При фокусировке в астральном поле, чувства стимулируют солнечное сплетение, заставляя чела менять качества, например, зрение физического плана уже становится яснослышанием, пока до конца не осознаваемым.

Ошибочно - ясновидением

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Анеле2 сказал:

Немного не понятно, что значит - "без намерения"?

В отличии от ума практичного, имеющего цель, намерение, желания. Ум познающий практически созерцает прислушиваясь к чувственному отношению к объекту внимания. Как у младенца созерцающего мир.

33 минуты назад, Анеле2 сказал:

увства материального мира, поляризованные на эфирных планах, проявляются через нервные центры, мозговую деятельность, различные нервные сплетения.

При фокусировке в астральном поле, чувства стимулируют солнечное сплетение, заставляя чела менять качества, например, зрение физического плана уже становится яснослышанием, пока до конца не осознаваемым.

При переходе на ментальный план, приходит осознавание, что меняет уровень сознания и приходит распознавание вибрационных потоков. На высших подпланах ментала зрение становится ясновидением с осознанным пониманием прошлого, настоящего и будущего. То же можно рассмотреть и со слухом, осязанием и т. д.

Чувства материального мира и чувства тонкого плана человек ощущает через гормоны. Ясновидение имеет отношение к гормонам выделяемым эпифизом. А стимуляция эпифиза достигается различными практиками от молитвы и медитации, до прямого воздействия психотропными веществами.  

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Nag сказал:

Чувства материального мира и чувства тонкого плана человек ощущает через гормоны. Ясновидение имеет отношение к гормонам выделяемым эпифизом. А стимуляция эпифиза достигается различными практиками от молитвы и медитации, до прямого воздействия психотропными веществами.  

Да, железы внутренней секреции имеют действие, они энергезируют тонкие эмоции, усиливают ментальные способности, мышление и т. д. Тут взаимосвязь - физика зависит от состояния эндокринной системы, а ментальное развитие, поведение - от состояния физики.

Но я о чувствах, которые являются средством, с помощью которого мы взаимодействуем с окружающим нас миром, получая свой опыт. "Поднимаясь" на другой уровень сознания ( план) чувства - слух, зрение и т. д имеют свое проявление в сочетании с вибрационным  полем данного плана. Так же как и сознания человека единое, но проявление различное, в зависимости от плотности материи и различных аспектов  (Атма-Будхи-Манас) проявления Монада человеч. Небесный человек, Человек.

Это важно понимать, потому что зная это можно определить уровень сумеречного мышления. Истончаясь, грубые качества чувств физики переходят в совсем другое ощущение на высших уровнях восприятия.  Например, телепатия это тот же слух, но на более высоком плане.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Анеле2 сказал:

"Поднимаясь" на другой уровень сознания ( план) чувства - слух, зрение и т. д имеют свое проявление в сочетании с вибрационным  полем данного плана.

Это абсолютно верно. Это как нельзя из творога сделать молоко обратно. Происходят изменения, которые формируют иное восприятие, видение и т.д. 
Если в вибрационном плане можно руководить (увеличивать, уменьшать частоту своих вибраций, об этом много уже сказано), то изменённым восприятием и видением - нет.  Происходят изменения на каком-то уровне вселенной, которые там фиксируются и к которым нет доступа с этой реальности. Думаю, с и этой галактики. 
Это очень интересно. Но доступа к пониманию процессов нет. Надеюсь, что пока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Арина сказал:

Но доступа к пониманию процессов нет. Надеюсь, что пока.

Арина, есть доступ к пониманию этих процессов. Они настолько конкретно описываются, их только нужно систематизировать в единое понимание, но для этого нужно устремление, которое затмит все житейское. Это как поток, в него входишь, отстраняясь от физики. И просто по нему "плывешь", уже внутренний взор - там, а здесь работаешь наружным, каким то боковым, здесь все идет на автопилоте. 

У меня проблема в том, что, когда ухожу в поток, боковое зрение работает избирательно. А, значит, внимание переключается полностью туда, а так быть не должно, оно должно быть выравненным. То есть, пока не получается работать на уровне двух разных вибрациях. Тут, как бы, включаются два состояния ума. Ум тела (формы) и ум тела тонкого проявления.

Интересно понимать, какое качество ума рулит в это время. В основном идет ментальная работа, тогда просто размышляешь, идет логическая цепочка. Если полезли эмоции - все, начал заскакивать в астрал. Если чуть чуть зацепил манасический уровень ( эт прям счастье), тебе идет ифа и ты четко понимаешь, что так оно и есть - ты это знаешь без всех раскладов.

Любая мысль с манасического уровня идет больше в символах, картинках. Поэтому, иногда, даже не можешь объяснить до конца правильно, но четко знаешь - это так.

Тут нужна интеллектуальная целеустремленность, но на это нужно время. А тут бытовые проблемы заедают, от дхармы никуда не деться, а значит, и времени недохват.

  • ДарюБлаго! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Анеле2 сказал:

есть доступ к пониманию этих процессов

Анеле2, согласна. Но именно на уровне манасического видения. Что не очень вписывается в рамки простого понимания. Расшифровка информации может длится годами. Точнее это не расшифровка, а как данность. Пришло время и понятно, о чём речь. Раскрывается, как лепесток лотоса во времени.
Доступ в информации Хроник Акаши открыт. Но интерпретация происходит не на уровне ума, а неосознанно. Подсознание понимает о чём речь, и даёт своё видение информации. 
Мне кажется, что декодер подобной информации всё же заложен в человеке, но доступ туда закрыт. Потому нужно время, для понимания.
Возможно, этот процесс (когда был закрыт доступ к декодеру), в библии описывается, как то, что люди говорили на одном языке, и стали строить вавилонскую башню для познания божественного. Но бог забрал язык единый, и стали все говорить на разных языках, перестали понимать друг друга. 
Суть в том, что это было. Но заблокировано.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

53 минуты назад, Арина сказал:

Анеле2, согласна. Но именно на уровне манасического видения. Что не очень вписывается в рамки простого понимания. Расшифровка информации может длится годами. Точнее это не расшифровка, а как данность. Пришло время и понятно, о чём речь.

Полностью согласна. Причем, если сравнить расшифровку пять - десять лет назад и сейчас, небо и земля. Думаю, не хватало какого то интеллектуального потенциала на тот момент, отсутствовали пазлы знания. Или не был наработан опыт конкретизации и систематизации знаний или 

 

57 минут назад, Арина сказал:

Пришло время и понятно, о чём речь.

А, может все вместе. Время сжалось, пространство " ожило" и начало действовать, вытесняя нас со своих насиженных комфортных мест. Причем, первыми это почувствовали сенситивы, кто то осознанно, кто то- нет. Оттого и бурлит все вокруг, это отголоски единого планетарного процесса.

 

1 час назад, Арина сказал:

Доступ в информации Хроник Акаши открыт. Но интерпретация происходит не на уровне ума, а неосознанно. Подсознание понимает о чём речь, и даёт своё видение информации.

Да, я тоже так думаю. Акаша огненный эфир, нам его приоткрыли, но не все знают технику безопасности. Чистую инфу умом не взять - вибрации другие, а неосознанное рождает разночтения, непонятные и самому входящему в эфир. Сначала нужно научиться взаимодействовать с витальным телом, оно имеет связь с Акашей. Витальное тело - это проявление Эфира на низшем плане развития, через витальное тело идет выстраивания физического проводника. Объективная часть ( форма, тело) выстраивается с применением материи Планетарного Духа Земли, субъективная - с тонкоматериальных субстанций астрала, ментала. В этом тройственность человека материального.

А, дальше выстраивается процесс творчества - создание Человека Небесного, через высшие миры, отталкиваясь от манасического.

1 час назад, Арина сказал:

Мне кажется, что декодер подобной информации всё же заложен в человеке, но доступ туда закрыт. Потому нужно время, для понимания.

Согласна, доступ закрыт нашими не совершенными тонкими телами. Идя в инволюцию ( спуск монады из непроявленного мира в проявленный), а это процесс связанный с излучением фотона с плана на низлежащий план,  остается оболочка ( тело), не наполненное вибрациями опыта. А, значит и не дееспособное, слабое. Таково витальное, астральное и ментальное тела, которые имеют слабый уровень сознания, а, значит, процесс осознавания всех процессов данной жизни ( не говоря уже о прошлой и настоящей) никакой.

Но, во всем присутствует полярность, а значит проявляется и электричество. Это касается и планет, и людей, и групп, это касается и наших тонких тел. Именно электричество, возникающее за счет разности потенциалов, рождает все движухи в пространстве и времени. То же самое идет между животной душой и Душой. Зов имеет отклик, а значит начинаются процессы между ними.

Поэтому, тут главное не время, а интенсивность протекания, именно, этого процесса. На определенной стадии - открывается доступ к инфе.

1 час назад, Арина сказал:

Возможно, этот процесс (когда был закрыт доступ к декодеру), в библии описывается, как то, что люди говорили на одном языке, и стали строить вавилонскую башню для познания божественного. Но бог забрал язык единый, и стали все говорить на разных языках, перестали понимать друг друга. 

Да, мы сами закрыли этот доступ и теперь приходиться продираться " через тернии к звездам". То, что сейчас происходит в мире - это оно и есть. Нас отсортировывают как " семя от плевел" по частотному потенциалу. Я смотрю на то, что происходит у нас в стране и такое недоумение! Вот уж где работа на психологическом и психическом уровне дает много чего интересного.

Ничего, что я так много и длинно пишу? Не напрягаю? Нет у меня дара лаконичности и сколько не пытаюсь - не получается.

  • ДарюБлаго! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Анеле2 сказал:

Арина, есть доступ к пониманию этих процессов. Они настолько конкретно описываются, их только нужно систематизировать в единое понимание, но для этого нужно устремление, которое затмит все житейское. Это как поток, в него входишь, отстраняясь от физики. И просто по нему "плывешь", уже внутренний взор - там, а здесь работаешь наружным, каким то боковым, здесь все идет на автопилоте. 

У меня проблема в том, что, когда ухожу в поток, боковое зрение работает избирательно. А, значит, внимание переключается полностью туда, а так быть не должно, оно должно быть выравненным. То есть, пока не получается работать на уровне двух разных вибрациях. Тут, как бы, включаются два состояния ума. Ум тела (формы) и ум тела тонкого проявления.

Интересно понимать, какое качество ума рулит в это время. В основном идет ментальная работа, тогда просто размышляешь, идет логическая цепочка. Если полезли эмоции - все, начал заскакивать в астрал. Если чуть чуть зацепил манасический уровень ( эт прям счастье), тебе идет ифа и ты четко понимаешь, что так оно и есть - ты это знаешь без всех раскладов.

Любая мысль с манасического уровня идет больше в символах, картинках. Поэтому, иногда, даже не можешь объяснить до конца правильно, но четко знаешь - это так.

Тут нужна интеллектуальная целеустремленность, но на это нужно время. А тут бытовые проблемы заедают, от дхармы никуда не деться, а значит, и времени недохват.

Очень четко сформулировано к объективному пониманию. В постоянной ментальной медитации действительно тело работает на автомате, когда человек делает одну и ту-же работу, это программа для тела, мысль не терпит повторов в замкнутом круге, всегда стремиться за пределы.  Мысль в гармонии с физикой проявляется в творчестве.  

Изменено пользователем Nag
  • ДарюБлаго! 1

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Nag сказал:

В постоянной ментальной медитации действительно тело работает на автомате, когда человек делает одну и ту-же работу, это программа для тела, мысль не терпит повторов в замкнутом круге.  Мысль в гармонии с физикой проявляется в творчестве.  

Да, эт точно. Как только встаешь на повтор мысли - полный сбой, просто, отрезают от канала напрочь. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минут назад, Анеле2 сказал:

Да, эт точно. Как только встаешь на повтор мысли - полный сбой, просто, отрезают от канала напрочь. 

Однако есть законы точнее внешние замкнутые прграммы, за пределы которых мысль не выходит, поэтому мысль направляется не на постижение чего-то нового, а на расширение восприятия известного, за счет этого выходит на новые уровни восприятия, к более сложным программам. Расширение восприятия позволяет даже к бытовым программам находить творческий подход и получать наслаждение от рутинной работы.

Изменено пользователем Nag

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

27 минут назад, Анеле2 сказал:

Но, во всем присутствует полярность, а значит проявляется и электричество. Это касается и планет, и людей, и групп, это касается и наших тонких тел. Именно электричество, возникающее за счет разности потенциалов, рождает все движухи в пространстве и времени.

Для меня это бублик тора. Там вся многогранность втиснута в этот бублик. Оставаясь двоичным проявлением (магнитное и электрическое поле), он в то же время несёт в себе многомерные формы. Это удивительно. Многомерность втиснутая в двухмерность. 
Бублик тора - это основа всего сущего в этом мире. Так устроено всё, и клетка. и человек и планета и солнечная система. Через понимание того, как работает бублик тора, можно осознать, что есть многомерность, и как к ней пробраться. Но это индивидуально, абсолютно. Это именно на уровне иного восприятия. Объяснить это невозможно словами. 

 

34 минуты назад, Анеле2 сказал:

Ничего, что я так много и длинно пишу? Не напрягаю? Нет у меня дара лаконичности и сколько не пытаюсь - не получается.

Я считаю, что наоборот, изложено всё лаконично. Такая информация в двух словах не будет понятной. Вложить в несколько предложений, это уже талан. 

27 минут назад, Nag сказал:

не на постижение чего-то нового, а на расширение восприятия известного, за счет этого выходит на новые уровни восприятия,

Или это можно назвать движением по горизонтали. Когда идёт обработка и дополнение до имеющегося. А есть движение по вертикали.

37 минут назад, Nag сказал:

Мысль в гармонии с физикой проявляется в творчестве.  

Если это Хроники Акаши, то работает не мысль, а осознание. Ум не участвует в этом процессе. Он может только уже осознанную информацию выразить в форме мысли. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Арина сказал:

Или это можно назвать движением по горизонтали. Когда идёт обработка и дополнение до имеющегося. А есть движение по вертикали.

Вертикаль и горизонталь это линейное восприятие, тут несколько иначе, если смотреть в фас виден круг, это и есть некая замкнутая программа, но если развернуть в профиль видна бесконечная спираль, указывающая на то что каждая с виду замкнутая цепь оказывается имеет двери в следующее измерение.

2 часа назад, Арина сказал:

Если это Хроники Акаши, то работает не мысль, а осознание.

У нас различное восприятие терминологии, я стараюсь не использовать спорные термины. В моем понимании осознание это безмолвное восприятие самого себя - "Я Есть!". Оно одинаково как у дерева, так и у человека. Следующий этап самоопределения это вопрос "Кто Я?" Этот вопрос бесконечен до осознания себя бесконечностью. Вне структур и свойств, порождая их, проявляясь в бесконечности форм.

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рассматривая объект с различных сторон мы видим только грани этого объекта, субъективные точки зрения. Но совместив все точки зрения в единое целое, объект воспринимается целым, многомерным, объективным. 
 
Аннотация. Предметом исследования является история изучения энергии: в индуизме, античности, понимание энергии в физике, представления П. Тейяра де Шардена, психическая энергия Живой этики, закон сохранения энергии, энергетизм В. Оствальда, формула А. Эйнштейна (полной энергии вещества), взгляды Ф. Энгельса и К. Э. Циолковского, учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, энергоэволюционизм М. Веллера, энергокосмизм. В статье рассматриваются энтропийные процессы неживой природы, антиэнтропийные в живой и сбалансированные – в системах, обладающих разумом. Утверждается необходимость освоения небиосферных источников энергии, значение субъективного фактора в решении экологической и энергетической проблем, для развития автотрофности человечества. Автор приходит к выводу, что энергия есть то, что вносит изменения на всех уровнях, начиная с сущности объекта и кончая физическими явлениями. Понимание энергии в постнеклассической парадигме науки должно быть скорректировано так, чтобы включить, наряду с традиционными физическими, также и информационные, семантические и психические составляющие. В связи с этим необходимо перейти к типу мышления, в основе которого лежало бы целостное планетарное сознание, непосредственное ощущение целого – ноосферное сознание. На основе ноосферного сознания человек сможет перейти на новый способ отношений с природой, создать биосферосовместимую энергетику, которая станет энергетическим фундаментом социальной автотрофности и ноосферного развития. 


В современном естествознании, с открытием закона сохранения энергии, энергетические представления приобретают первостепенную значимость. Квантовая механика и общая теория относительности развили эти взгляды и распространили их на микро- и мегамир. Пространство, время, материя и энергия являются основными понятиями естествознания, служащими для описания происхождения и существования мира. Энергия обеспечивает динамический аспект мира, его изменение и развитие, а также единство мира благодаря динамическим связующим процессам. Одновременно энергия перестает быть только физическим понятием, распространяется на гуманитарные области исследования. Энергия выступает как связующее звено между двумя большими областями мира: информационной и вещественной. Потоки энергии и информации образуют круговорот и связывают эти два мира в одно целое. Во всех новых научных и философских парадигмах – системно-синергетической, универсумной, ноосферной, энергоинформационной – энергетические представления играют существенную роль. Изучение энергии началось в глубокой древности. В герметизме, индуизме, античности энергетические представления присутствуют в онтологических и космогонических описаниях творения, поддержания и развития мира. Наука Нового времени использовала понятие энергии для анализа физических процессов. В дальнейшем, вместе с развитием гуманитарных дисциплин, понятие энергии распространилось и на эти области. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере основывается на разработанном им учении о биогеохимической энергии, которая является основой планетарной эволюции. Понятие культурной биогеохимической энергии используется для анализа культурных, социально-экономических процессов в жизни общества. Так современная наука приходит к представлениям, которые были развиты в древневосточных и античных философско-религиозных представлениях.

Философия герметизма и индуизма об энергии. Космогоническая картина индуизма и герметизма включает три основных эманации для созидания Космоса. Это говорит об энергийном характередревних мировоззрений. Космический ум как прообраз, творец и руководитель Вселенной рассматривается в герметизме, индийской, тибетской и греческой философии. Одно из основных положений древнеегипетской философии Гермеса гласит: «Все есть мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ». Этот принцип назван принципом ментализма. Энергия, сила и материя исходят из разума и подчиняются ему. Второй принцип герметизма гласит: «Как вверху, так и внизу. Как внизу, так и вверху», см. [1, с. 194], что означает тождественность законов материи и ума. Энергетические представления находят свое выражение в индийском понятии праны и ее китайском аналоге ци. Учение йоги выделяет четыре ступени в строении мира: Абсолютное, ум, энергия, сила. Рамачарака пишет: «Ум, сила и материя – три формы проявления; Абсолютное лежит в основе всего; оно то, из чего идут все проявления» [2, с. 243]. Он отмечает, что согласно учению йогов «…материя есть только грубая форма энергии, или силы, постепенно переходящая в эту последнюю, как бы растворяясь в ней; точно так же сила, или энергия, есть грубая форма «умственной субстанции», переходящая в нее постепенно, словно тая, – незаметно проходя ряд промежуточных состояний» [2, с. 237]. Энергия определяется следующим образом: «Энергия или сила есть основное начало природы, которое может быть определено, как «способность сопротивления или преодоление сопротивления» или как «то, что производит движение» [2, с. 249]. Отметим, что это определение совпадает с научным. Философия йоги утверждает, что «…умственная субстанция есть первое проявление, и из нее проистекает энергия, а из энергии проистекает материя; таким образом, все они составляют части единой реальной субстанции, различные лишь по степени, и все они части тройственного проявления, или эманации Абсолютного» [2, с. 264]. Эти три относительных начала связаны между собой определенным образом: ум руководит энергией, а энергия определяет структуру материи: «Умственной субстанцией приводится в действие энергия, которая приводит в движение материю» [2, с. 265]. Такая зависимость нашла отражение в известном выражении «Энергия следует за мыслью». Абсолют эманирует из себя субстанцию, которая становится сначала мыслью, затем энергией и, наконец, веществом, материей, причем переходы между ними достаточно плавные. Энергия является центральным звеном этого тройственного проявления. Само проявление, или эманация, носит энергийный характер. Античная философия об энергии. Слово энергия греческого происхождения. Аристотель под энергией понимал соединение трех факторов: возможности (потенции), действительности (энергейи) и цели (энтелехии), сила которой переводит возможность в действительность [3, с. 51; 4, с. 445–450]. Это положение объединяет не только физическую энергию, но и энергию вообще, в том числе энергию сущности и энергию смыслов. По Аристотелю, мир созидается умом-перводвигателем [5, с. 210–217]. Здесь тоже речь идет об эманациях и их энергийном характере. Известный исследователь античной философии и диалектики А. Ф. Лосев прорабатывая систему категорий диалектики, дал определение категории энергии. В его системе две тетрактиды категорий, первая описывает смысловой эйдос, а вторая – меональный (фактический). Энергия осуществляет связь между этими двумя мирами – миром смысла и миром фактов, алогического становления. При этом энергия определяется как совокупность всех возможных проявлений сущности (чего-либо) в меоне, то есть в объективном мире. Поэтому эту энергию А. Ф. Лосев назвал энергией сущности: «Энергия сущности, стало быть, есть становление, которое стремится утвердить вторая природа, слово, в смысловом своем процессе самоотличения от иного, тьмы» [4, с. 155–156]. «Энергия сущности, таким образом, и есть вся целокупность выразительных моментов сущности» в объективном мире [6, с. 35]. С позиций современной науки мы можем утверждать, что все процессы делятся на преимущественно информационные, и вещественные, которые происходят в двух больших сферах мира: информационной и вещественной. Взаимодействие между этими сферами мира осуществляется с помощью энергии. Энергия является универсальным связующим звеном мира, определяющим его функционирование и целостность. Одна из существенных особенностей диалектики А. Ф. Лосева состоит в разработке им диалектики имени. Философ отмечает, что отношение имени к сущности – величайшая диалектическая проблема. С некоторым упрощением можно утверждать, что А. Ф. Лосев понимал имя сущности как ее символ. Интерес представляет то, что «имя сущности есть смысловая энергия сущности» [4, с. 156]. Тем самым фиксируется переход от физических и психических видов энергии к энергии символической и знаковой, семиотической, а также к энергии смысловой, семантической. Энергетические представления в европейском естествознании. С развитием опытного естествознания в Европе (начиная с XVII века), понятие энергии прочно входит в науку и наполняется конкретным научным содержанием. Под энергией понимается то, что способно совершать работу, производить физические и химические изменения. Появились понятия для различных видов энергии: потенциальная, кинетическая, химическая, тепловая. Французские материалисты признавали движение атрибутом материи, способом ее существования. П. А. Гольбах считал, что главным свойством материи является движение: «Вселенная это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» [7, с. 67]. Открытие в 40-х гг. XIX в. закона сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, Д. Джоуль, Э. Ленц) показало, что признававшиеся ранее изолированными так называемые «силы» – теплота, свет, электричество, магнетизм и т. п. – взаимосвязаны, переходят при определенных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Энергия как общая количественная мера различных форм движения материи не возникает из ничего и не исчезает, а может только переходить из одной формы в другую. Этот закон формулируется в различных дисциплинах физики (механика, электродинамика, гидравлика, термодинамика и др.). Одно из направлений философской и естественнонаучной мысли – энергетизм – получило свое начало в работах Р. Майера, а полное развитие – в трудах В. Оствальда. Энергетизм ставит энергию в положение источника и духа, и материи и настаивает на том, что весь мир является совокупностью энергий разных видов: «Все внешние явления можно изобразить как процессы, совершающиеся между энергиями, и именно потому, что наши сознательные процессы, сами суть энергетические процессы и переносят это свое свойство на все внешние процессы (курсив В. Оствальда – М. Ж.)» [8, с. 282]. Как видно из цитаты, В. Оствальд сознание и его энергии считал первичными по отношению к материи и материальным (физическим, химическим) энергиям. Ученый предложил использовать понятие духовной энергии: «Эти факты наводят на следующее предположение: при духовных процессах происходят образование и превращение особого вида энергии , которую мы назовем пока духовной энергией (курсив В. Оствальда – М. Ж.) [8, с. 269]. Затем ученый приравнял духовную энергию к нервной энергии, передающейся по нервным путям и запасаемой в мозге: «Следовательно, то, что мы назвали духовной энергией, совпадает прежде всего с ранее предложенным понятием нервной энергии» [8, с. 272]. Нервная энергия, по В. Оствальду, [8, с. 273] находит выражение в трех основных видах духовной деятельности: ощущении, мышлении и действии (воле), остальные виды духовной деятельности могут быть представлены как сочетание трех основных [8, с. 274]. Решающий шаг в изменении научных представлений о реальности сделал А. Эйнштейн. Он открыл (в специальной теории относительности) формулу полной энергии вещества: Е = mc2 [9, с. 47–48]. Влияние этой формулы на научное мировоззрение и в целом на мировоззрение человечества огромно и до конца не осознано, она показывает принципиальную связь между веществом, энергией и светом (информацией), а не только эквивалентность массы и энергии, как принято считать. Формула показывает, что энергия, вещество и свет при определенных условиях взаимопереходят друг в друга. Эта формула может быть прочитана как «Все есть энергия» и по своему значению аналогична формуле «Бог есть любовь». Во второй половине XX века появился научный аппарат для исследования динамических процессов, было создано новое направление в науке – исследование самоорганизации сложных систем – синергетика [10, 11]. В синергетике энергетические процессы играют ключевую роль. Хотя энергетизм как научно-философское направление не получил широкого признания, идеи энергетизма используются для анализа экономической и социальной жизни общества. В физике двадцатого и двадцать первого века начинают доминировать динамические, то есть энергетические представления омире (синергетика).

Взгляды Ф. Энгельса на энергию. Ф. Энгельс считал, «…что основной формой всякого движения являются приближение и удаление, сжатие и расширение, – короче говоря, старая полярная противоположность притяжения и отталкивания » (курсив Ф. Энгельса – М. Ж.) [12, с. 52]. Эти простые формы движения уравновешивают друг друга как пары противоположностей, и которые не могут друг друга перевешивать, так как иначе движение со временем прекратилось бы: «Таким образом, все притяжение и все отталкивание во вселенной должны взаимно компенсироваться» [12, с. 52]. Отсюда следует, что гравитация является не формой тяготения как изолированной силой, а формой притяжения, которая должна уравновешиваться силой отталкивания, условия которой наукой пока не выяснены. Другой вывод состоит в том, что физическая энергия является формой отталкивания. Это касается и теплоты. «Теплота представляет собой, как мы уже сказали, некоторую форму отталкивания» [12, с. 56], и должна, следовательно, уравновешиваться притяжением, то есть силами, которые концентрируют теплоту. После открытия второго закона термодинамики ученые перенесли его результаты на жизнь вселенной. Получилось, что вселенную рано или поздно ожидает тепловая смерть. Однако были мыслители, которые не согласились с этим выводом. Среди них был и Ф. Энгельс, который на основании диалектики и принципа неуничтожимости материи и движения, писал: «Мы приходим, таким образом, к выводу, что излученная в мировое пространство теплота должна иметь возможность каким-то путем, – путем, установление которого будет когда-то в будущем задачей естествознания, – превратиться в другую форму движения, в которой она может снова сосредоточиться и начать активно функционировать. Тем самым отпадает главная трудность, стоявшая па пути к признанию обратного превращения отживших солнц в раскаленную туманность» [12, с. 22]. Следует отметить, что К. Э. Циолковский так же был уверен, что энергия космоса неистощима: «Космос обладает беспредельной запасной работой (потенциальной энергией). Примером могут служить вечно горячие солнца. Хотя они и тухнут, но те же или другие возгораются. Она так обильна, что даже в органическом кусочке материи или эфира никогда не может истощиться» [13, с. 132]. Другое представление, которое существовало в науке XIXвека и которое поддерживал Ф. Энгельс – это представление об эфире. Эфирные колебания опосредуют явления света и лучистой теплоты [12, с. 88]. На наш взгляд, представления об эфире упрощают решение проблемы преобразования теплоты: излученная теплота уходит не в «мировое пространство», а в тепловой эфир, и может быть из него получена снова. Биогеохимическая энергия. Согласно В. И. Вернадскому, биосфера является преобразователем и транслятором космической энергии в земную кору, вглубь планеты. Ученый писал: «Биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую и т. д.» [14, с. 42]. Космическая энергия становится планетарной биогеохимической энергией, которая и является действующей силой эволюции: «Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия – биогеохимическая энергия – охватывает всю биосферу и определяет в основном всю ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение» [15, с. 125]. Ее действие таково, что в процессе эволюции появляется и усложняется нервная система (явление цефализации) [15, с. 21]. Сознание – это главный объект эволюции, ее результат, итог. С появлением человека начинается новый этап эволюции биосферы. Биогеохимическая энергия в человеке трансформируется в культурную биогеохимическую энергию: «Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу» [15, с. 126]. Эта энергия также имеет три составляющие, которые мы находим у В. И. Вернадского – научную мысль, социальную организацию и труд: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества – цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу» [15, с. 20]. В этой цитате цивилизованное человечество понимается нами как социально организованное. Немного ниже В. И. Вернадский отмечает: «Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу – перерабатывается научной мыслью социального человечества» [15, с. 24]. Здесь необходимо отметить, что если биогеохимическая энергия напрямую связана с космосом, то эта связь остается и для культурной биогеохимической энергии. Другими словами, человеческая культура и сознание имеют непосредственное отношение к космосу, и в то же время они, конечно, имеют и земные характеристики, связанные с конкретными условиями эволюции. Одной из значительных составляющих учения В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу является учение об автотрофности человечества, основы которого определены в его знаменитой статье «Автотрофность человечества». На основании достижений науки, улучшения социальной организации человечество становится все более независимым от биосферы. В этом учении можно выделить две части: одна касается энергетической независимости человечества, другая – синтез пищи и кислорода – вещественный аспект. Энергетическая независимость определяется небиосферными источниками энергии: «Но запасы энергии, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы. Сила приливов и морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теплота Солнца могут дать нужную силу в любом количестве» [16, с. 481]. Так учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии утверждает большую значимость энергетических процессов в функционировании и развитии биосферы, ее преобразования в ноосферу, определении автотрофного будущего человечества [17, с. 95]. Психическая энергия. Утверждение связи сознания человека и космоса пронизывает книги Агни Йоги. В них мы находим понятие психической энергии, эта энергия создает миры и наполняет их энергией сознания. Психическая энергия на самом верху является сверхтонкой космической энергией, а «внизу» становится физическими энергиями. Согласно взглядам Агни Йоги, жизнь продвигается вперед усилием сознания, которое использует психическую энергию. Сознательное использование психической энергии изменяет жизнь самого человека и его окружения. «Уже в глубокой древности люди замечали Премудрость Божью как всенаполняющую энергию» [18, с. 250]. «Психическая энергия есть всеначальная энергия», «так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни» [18, с. 339]. Она включает в себя все остальные ее виды – собственно психическую, мыслительную, жизненную, и наконец, физические виды энергии. В Агни Йоге человечество рассматривается как приемник и распределитель на планете космических энергий. П. Тейяр де Шарден об энергии. П. Тейяр де Шарден рассматривал единую энергию, имеющую две стороны – внешнюю, физическую, и внутреннюю, психическую и духовную: «Мы допустим, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Но оговоримся, что в каждом элементе-частице эта фундаментальная энергия делится на две составляющие: тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка (т. е. той же сложности и той же «внутренней сосредоточенности»), и радиальную энергию, которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния» [19, с. 61]. Такое понимание энергии можно назвать ноосферным, так как на современном этапе становления ноосферы субъективные энергии приобретают все большее значение в жизни цивилизации. Согласно взглядам П. Тейяр де Шардена единая энергия обладает как психическими, субъективными характеристиками, так и физическими, объективными. Энергетический базис человека и природы. Г. Одум и Э. Одум исследуют экономическую жизнь общества, вписанную в жизнь природы и планеты в целом. Само название их работы «Энергетический базис человека и природы» говорит об исследовании энергетических процессов жизни на планете. Энергия является движущей силой и регулятором различных систем [20, с. 41–191]. Энергетические диаграммы, приведенные в их труде, показывают, что и природа [20, с. 155–157], и экономика человеческой цивилизации использует солнечную энергию, запасенную в виде нефти, газа, каменного угля, а также энергию атома [20, с. 241, 299]. Человек добавляет, конечно, энергию своего труда, энергию, производимую в основном из биосферных запасов, а также энергию денег. Причем деньги занимают незначительную часть полного круговорота энергии и вещества [20, с. 97]. Авторы критикуют экономические теории денежного обращения, так как деньги учитывают труд людей, но не полные энергетические затраты. «Энергия же позволяет оценить все условия производства тех или иных продуктов, как труд рыбака, включая и предоставленные ему услуги, так и продуктивность природных экосистем» [20, с. 97]. Так энергетический подход позволяет с единых энергетических позиций оценить затраты труда человека, в том числе его субъективных энергий (выраженных в конечном счете в денежном выражении), а также материальные энергии (механические, физические, химические), участвующие в экономической деятельности, в полной мере использовать и развивать экологический подход в экономике. Природа – не просто основа, но неотъемлемая составная часть производственной деятельности человека. Энергоэволюционизм и энергокосмизм. Энергетизм как одно из философско-научных направлений получило своеобразное продолжение в энергоэволюционизме, рассматривающем эволюцию вселенной как эволюцию энергии. Исследуя основной закон существования Вселенной, М. Веллер пишет об антиэнтропийной направленности самого существования Вселенной: «Энергоэволюция Вселенной изначально имеет антиэнтропийную направленность» [21, с. 235]. А это означает, что: «Любые изменения любых материальных структур в конечном итоге ведут к усложнению этих структур или вовлечению их в более общие и более сложные структуры» [21, с. 239]. Этот закон автор называет Законом Всемирной Структуризации [21, с. 239]. Так исследователь выдвигает на передний план антиэнтропийные характеристики процессов Вселенной, в отличие от современной физики и термодинамики, которые учитывают естественный характер возрастания энтропии. Далее М. Веллер рассматривает мышление и сознание человека как естественную и необходимую часть и стадии эволюции все той же энергии. Автор отмечает: «Человеческое сознание есть то параболическое зеркало, где луч энергоэволюции преломляется к переходу на более высокий уровень энергопреобразования» [21, с. 256]. Мышление как информационный процесс создает модель преобразования некоторого количества энергоматерии окружающего пространства, действует не сама мысль, а физическая сущность, человек мыслит, чтобы действовать: «Желание – мысль – физическая сущность – есть неделимая триада, где одно без другого не существует в принципе» [21, с. 256]. Мысль направлена в конечном счете на повышение уровня энергопреобразования в природе [21, с. 257]. Энергокосмизм рассматривает эволюцию природы как развитие преобразователей энергии, то есть как энергетический процесс. Его разработчики – В. В. Бушуев, И. П. Копылов отмечают, что человек непосредственно связан с Космосом, и призван принять участие в его дальнейшей эволюции. Авторы отводят особую роль в этом процессе России. Идея России – идея Космического Собора, проявляющаяся через три составляющие: «Природный Экос – Общинная Соборность – Космическая Правда – вот триединство российской идеи, которая была, есть и будет основой и нашего самосознания, и нашего миропостроения в смысле социального и духовного обустройства жизни общества и государства» [22, с. 128]. Исторически русская идея складывалась как межнациональная древнеарийская идея общежития: «”Русская идея”, межнациональная идея, восходящая к общим арийским первоистокам, общая для россиян и среднеазиатов, сибиряков и жителей Кавказа, есть идея общежития, идея экоса – обустройства коллективной жизни, основанной на соответствии социальной жизни общему природно-космическому порядку с доминантой духовной целеустремленности к абсолютным идеалам добра и справедливости» [22, с. 129]. Подводя итоги, авторы пишут, что «Энергия Космоса распространяется на всех частотах, имеющих различные и вечно изменяющиеся амплитуды и фазы, что и определяет божественную и неповторимую красоту окружающего нас Мира» [22, с. 138]. Несмотря на то, что земная цивилизация является лишь пылинкой «в безграничных просторах Космоса, но она занимает особое место в космическом оркестре Вселенной» [22, с. 138]. Отсюда следует, что земная цивилизация вступила в новую фазу своего развития, когда необходимо соизмерять земные дела с космических позиций [22, с. 138]. Эти взгляды, безусловно, продолжают идеи русского космизма о непосредственной связи космоса, планетной жизни и человека. Человек не просто связан с космосом, но ответственен за то, что происходит с человечеством, планетой и, о чем ранее не думали, в окружающем космосе. Энтропийный характер процессов в неживой природе [23, с. 130–137]. Научное исследование проблем энергии связано со вторым началом термодинамики – принципом роста энтропии в физических системах. После открытия этого закона ученые перенесли его результаты на жизнь Вселенной. Получилось, что Вселенную рано или поздно ожидает тепловая смерть, однако были мыслители, которые не согласились с этим выводом. Среди них был и Ф. Энгельс, который на основании диалектики и принципа неуничтожимости движения, считал, что в природе должен быть механизм возвращения теплоты в другую форму движения [12, с. 22]. Как отмечалось выше, Ф. Энгельс считал, что основной формой всякого движения является притяжение и отталкивание, которые уравновешивают друг друга. Поскольку теплота представляет «форму отталкивания» [12, с. 56], то она должна уравновешиваться силами, которые концентрируют теплоту, возвращают ее в круговорот энергий. В конце XX века представления об эфире снова входят в физику, например, [24]. Созданы действующие устройства, работающие на свободной энергии окружающей среды (возможно, эфира) – А. И. Вейником [25, с. 428–446], а еще раньше – создателем современной электротехники Н. Тесла. В настоящее время дискутируется вопрос о развитии бестопливной энергетики, альтернативной энергетики, работающей не на сжигании углеводородов, а на других, биосферосовместимых принципах. Благодаря астрофизическим исследованиям, в конце XX века в науку вошли новые понятия – темной материи и скрытой энергии (темная материя не участвует в электромагнитном взаимодействии, но участвует в гравитационном, скрытая энергия вызывает ускоренное расширение Вселенной). В. А. Рубаков пишет: «Не будет преувеличением сказать, что природа темной энергии – это главная загадка фундаментальной физики XXI века» [26]. Их предполагаемые физические свойства таковы, что, по нашему мнению, они не могут быть объяснены без представлений об эфире. Представления об эфире становятся частью постнеклассической науки, которая начала рассматривать объекты природы не изолированно, а как открытые системы, и в этом случае законы сохранения должны быть переформулированы для таких систем. Возможно, само понятие энергии изменится в соответствии с новыми представлениями о мире, возвращающими взгляды древних греков на космос как на живой организм. Проблемы взаимосвязи энтропии и негэнтропии являются частью более общих проблем самоорганизации сложных открытых динамических систем (большинство существующих природных и общественных систем), изучаемых в рамках синергетики и системно-синергетического подхода. Исследования показывают, что без наличия и участия хаоса процессы самоорганизации не протекают; хаос может играть позитивную роль в процессах, если удерживается в определенном коридоре [27, с. 160–179]. Если хаоса в системе слишком много, то система разрушится, если слишком мало – то она закристаллизуется и не сможет меняться, что тоже вызовет ее разрушение. Так, П. Эткинс использует выражение «созидательный хаос» [27, с. 160], И. Пригожин – «порядок через флуктуации» [28, с. 236]. «На наших глазах, – пишет И. Пригожин о новом научном мировоззрении, – возникает новое единство: необратимость есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса» [28, с. 363]. Взаимосвязь энергетических и энтропийных процессов породила особое направление исследований – энергоэнтропику, изучающее энергоэнтропийные балансы различных явлений. Г. Н. Алексеев, так же как и Г. Одум, Э. Одум, считает, что «…энергия (и негэнтропия), а не деньги должна стать единицей измерения и оценки, ибо только вэтом случае можно будет правильно оценивать и контролировать тот вклад, который вносит природа в существование человеческого общества» [29, с. 177]. Если обратиться к древнеиндийской философии, то мы находим представление о трех гунах (качествах), которые доминируют в материальном мире: инерция, активность и их взаимосвязь, ритм. Эти представления могут быть связаны с процессами энтропии и негэнтропии следующим образом. В неживых системах доминируют энтропийные (инерционные) процессы, в живых системах – активность и, следовательно, производство негэнтропии; и, наконец, в системах, обладающих разумом, эти процессы могут гармонично соединяться и использоваться.

Антиэнтропийные процессы в живом веществе. Все процессы с участием косной материи связаны с ростом энтропии. В мире физики и химии происходит постепенное рассеяние вещества, энергии и информации. В живых системах протекают процессы накопления и концентрации энергии, рост организованности, накопление информации – негэнтропийные процессы. В. И. Вернадский рассматривал жизнь как процессы, накапливающие свободную энергию в биосфере, и считал, что второе начало термодинамики неприложимо к живому веществу. Напротив, живое вещество производит свободную биогеохимическую энергию, которая накапливается в биосфере: «В своей совокупности животные и растения, вся живая природа представляют природное явление, противоречащее в своем эффекте в биосфере принципу Карно в его обычной формулировке. Обыкновенно в земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действенной энергии» [30, с. 179]. Эта энергия служит основой эволюции сознания: «Это увеличение активной энергии сказывается хотя бы в увеличении сознательности и в росте влияния в биосфере в геохимических процессах единого комплекса жизни» [30, с. 180]. Основным приемником и преобразователем космической (солнечной) энергии на земле является растительное царство. Благодаря растениям энергия распространяется в биосфере и постепенно проникает в земную кору. «Космические излучения, принимаемые нашей планетой, строящие …ее биосферу, лежат только в пределах четырех с половиной октав из сорока нам известных» [30, с. 227–228]. Так проявляется энергетическая функция биосферы – с ее помощью космическая энергия и проникает в земную кору, ее глубинные области: «Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера» [14, с. 42]. Ультрафиолетовая, световая и тепловая энергии солнечного света превращаются в химическую и другие виды энергии биосферы. Свободная энергия является проявлением негэнтропийной функции живого вещества: «Биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую и т. д.» [14, с. 42]. Таким образом, в живом организме, живом веществе и биосфере в целом протекают два типа процессов – пассивные энтропийные и активные негэнтропийные процессы, накапливающие свободную энергию. Эта энергия расходуется на эволюцию жизни и эволюцию сознания. Антиэнтропийные процессы в обществе: роль труда в накоплении свободной энергии. С появлением разума рост свободной энергии и организованности в биосфере ускорился. Но особенно это касается роста знаний. Человек стал геологической силой благодаря разуму и труду. Именно труд носит негэнтропийный характер и благодаря ему в обществе накапливается свободная энергия и информация. С. А. Подолинский показал [31], что жизнь находится в противоречии со вторым началом термодинамики. Он был одним из первых, кто отметил роль труда для роста свободной энергии в биосфере. Средством преодоления энтропии является труд, который по энергетической сути своей представляет затраты энергии, результатом которых является рост энергетических возможностей общества. Растения улавливают солнечный свет и накапливают энергию, животные ее потребляют и превращают в другие виды (механическую, психическую). Но только с «появлением человеческого общества …количество солнечной энергии, принимающей на земной поверхности вид высшего рода энергии (механическая работа машин, сокращения мышц, психическая деятельность), несомненно, увеличивается» [32, с. 53]. Благодаря своим исследованиям, С. А. Подолинский считается основателем социальной энергетики. «Совершенствование орудий труда ведет к росту энерговооруженности и производительной силы людей, которая, в свою очередь, зависит от использования новых источников энергии, от повышения кпд технических средств и технологических процессов, от повышения социального кпд. При этом увеличивается доля свободного времени и сокращается доля рабочего времени в бюджете социального времени» [32, с. 55]. Ученый одним из первых указал на неустойчивость развития цивилизации, основанной на расходовании ресурсов, накопленных биосферой. Двигателем прогресса становится не борьба классов, а созидательный труд, основанный на сотрудничестве и взаимопомощи [32, с. 49]. Таким образом, труд выступает антиподом второго начала термодинамики. По отношению к экономике это положение конкретизируется в закон роста производительности труда: «А закон роста производительности труда выступает как закон развития общества, как абсолютный закон» [33, с. 20]. Рассматривая экономическое развитие как продолжение биосферного развития с его законом накопления свободной энергии, П. Г. Кузнецов выводит закон неубывающего роста экономической мощности, выраженной в терминах энергии [34]. Свободное время, являясь важным фактором социального развития, все время растет. Очевидно, что законы роста производительности труда и возрастания энергетической мощности дополняют друг друга. Негэнтропийная функция энергии проявляется и в том, что с помощью нее создаются новые формы культуры человеческой цивилизации. Человечество осваивает новые виды энергии, увеличивает ее производство на душу населения, улучшает эффективность ее использования, что зафиксировано Л. Уайтом как «базовый закон культурной эволюции»: «культура развивается по мере увеличения количества энергии, добываемой на душу населения в год, или по мере увеличения эффективности инструментальных средств ввода энергии в действие» [35, с. 394]. Этот основной закон эволюции культуры дополняет закон роста производительности труда и неубывающего роста энергетической мощности. Все эти законы связаны с тем, что человечество выступает в противоречии энтропии – негэнтропии на стороне негэнтропии. Тем не менее, их недостаточно, чтобы полностью обеспечить эту функцию человека в биосфере и ноосфере: техническая деятельность человечества нарушает экологическое равновесие биосферы. Человек начал использовать солнечную и атомную энергию и тем самым ослабил свою зависимость от биосферы. При помощи своей производственной деятельности человек ускоряет миграцию атомов в земной коре. Культурной, духовной и мыслительной деятельностью человек накапливает знания, информацию, что является основой построения ноосферы. Так человек с его научной мыслью и трудом выступает на стороне негэнтропии в противоречии энтропия – негэнтропия во всех трех ее составляющих: структурной, энергетической, информационной. В будущем, когда человек научится управлять процессами биосферы, он сможет контролировать это противоречие, управлять энтропийным балансом процессов в обществе и природе. Существующее положение дел. Современное состояние человеческой цивилизации далеко от негэнтропийной функции в биосфере. Существующее положение характеризуется как супергетеротрофное [36, с. 9] – человек потребляет ресурсы живого и косного вещества биосферы и земной коры. Но в результате начавшегося сдвига в сознании, человечество вступает на путь, ведущий к социальной автотрофности, освобождению от использования ресурсов биосферы, а биосферы от энтропийных продуктов человеческой деятельности. Ближайшее развитие человечества связано «с многообразными моделями миксотрофности современного человечества » (курсив Г. С. Смирнова – М. Ж.) [36, с. 10]. В соответствии со способами получения энергии Э. В. Гирусов выделяет несколько этапов в истории человечества. Первый характеризуется использованием мускульной силы человека, прирученных животных, позднее – энергии воды и ветра [37, с. 66]. Второй этап начался с промышленной революции, характеризуется использованием силы пара и электричества [37, с. 66]. Это вызвало «гигантский промышленный переворот, который совершает в социальном мире паровая машина» [38, с. 112]. На третьем этапе используются электронные системы, которые сжали время социальных изменений [37, с. 67]. Эти изменения являются частью социальной автотрофности. Но, рассматривая энергетику человека в глобальном измерении, Э. В. Гирусов отмечает, что энергетическая деятельность человека во многом носит антибиосферный характер. Речь идет о тепловых отходах, которые накапливаются и меняют состояние биосферы, «ибо с изменением теплового режима биосферы резко меняется вся картина протекающих в ней физических и химических процессов» [37, с. 68]. Живые организмы способствуют повышению жизнепригодности окружающей среды, человеческая же деятельность снижает эту жизнепригодность. Для того чтобы у человека появилась способность экологического самообеспечения, «необходимо самым радикальным образом изменить традиционный способ использования природных ресурсов, и прежде всего в области энергетики. Производственная деятельность людей должна быть согласована с природными круговоротами вещества и энергии таким образом, чтобы не нарушать их структуру, а, напротив, способствовать их сохранению» [37, с. 72]. Тогда человек сможет поддерживать жизнепригодное состояние окружающей среды. С этой целью необходимо переводить энергетику на возобновляемые ресурсы. К ним относятся: солнечная радиация, термоядерная, ветровая энергия, энергия воды, приливов и отливов, геотермальная, энергия температурного перепада, энергия биотоплива и др. В результате использования возобновляемой энергии человек станет «вторым после зеленых растений автотрофом на планете», как полагал в свое время В. И. Вернадский» [37, с. 76]. Энергетика является базисом всего экономического развития. Все большую роль в мировой экономической и социальной жизни играют прогнозы и моделирование будущего развития. Энергетика не является исключением [39]. «Энергетика занимает центральное место в действиях по достижению целей устойчивого развития. Проблема заключается в поиске способов обеспечения баланса между удовлетворением растущего спроса на энергию и воздействием энергетики на природную ресурсную базу в интересах достижения целей в области устойчивого развития» [39, с. 5], – отмечает Г. Калонжи. В отечественном исследовании глобальной энергетики отмечается, что в настоящее время начинает формироваться энергетика нового типа: «Характеристики энергетики нового типа, связанной с переходом от индустриальной к постиндустриальной и когнитивной фазе, – интеллектуальный характер, мобильность, автономность, высококвалифицированное энергопотребление» [39, с. 100]. Названные особенности уменьшают тепловые и непроизводственные потери энергии, увеличивают кпд ее использования. Необходимость небиосферных источников энергии. Для обеспечения энергетической независимости человечества, как отмечалось выше, необходимо использовать небиосферные источники энергии (термоядерная, энергия Солнца, ветра, воды, водородная, биоотходов и др.). Перевод экономики на небиосферные источники энергии поможет осуществить негэнтропийную функцию человечества в биосфере. Человечество сможет организовать экологически чистое производство, по типу замкнутых или почти замкнутых малоотходных циклов. Такое производство станет основой коэволюционного развития, которое уже является частью ноосферного развития. Для того чтобы все это стало возможным, необходимо изменить сознание людей, то есть развивать ноосферное сознание. Жизнь создала в биосфере негэнтропийный механизм своей организованности. Живое вещество постоянно возобновляет само себя, непрерывно созидает окружающую среду таким образом, что она становится все более пригодной для жизни, с преобладанием негэнтропийных механизмов саморегуляции и накопления свободной энергии. Человек может и должен пойти по биосферосовместимому пути развития гармоничных отношений с природой. Преимущественное использование небиосферных источников энергии будет означать существенный шаг на этом пути. Значение субъективного фактора. Разум и труд человека, субъективный фактор постепенно выросли и начали играть существенную, сравнимую с геологическими факторами, роль в биосфере. Но деятельность человека носит по отношению к биосфере энтропийный характер, то есть человек создает упорядоченные социально-экономические структуры за счет уменьшения упорядоченности в окружающей среде. Так промышленность выступает энтропийным фактором, способствующим рассеянию энергии. «Биосфера – производитель энергии, техносфера – ее потребитель» – констатирует Н. П. Антонов [40, с. 224]. Каков же выход из создавшегося положения? Человек должен научиться строить свою деятельность по законам биосферы. «Субъективный фактор, разум, научная мысль, производственная деятельность человека должны создать новую технологию производства, по аналогии с биогенным обменом веществ оптимизировать антропогенный обмен, замкнуть его, сделать безотходным, саморегулирующимся. <…> В решении этой задачи определяющая роль принадлежит субъективному фактору» [40, с 225]. Развивающийся субъективный фактор приводит к развитию научной мысли и труда организованного человечества. Их действие ведет к становлению коллективного разума и ноосферного сознания. Ноосферное сознание «выполняет важную функцию самоорганизации ноосферы, выступает основой, определяющей будущее человеческой цивилизации» [41, с. 129]. Ноосферное сознание — это глобальное планетарное сознание, оно объединяет людей независимо от их национальных, классовых, экономических или культурных различий [41, с. 129]. Такое единое человечество сможет изменить механизм взаимоотношений с природой, создать негэнтропийные модели таких отношений. Те же мысли по поводу современного состояния сознания и технологий высказывает Д. Радьяр: «Наша технология основана на разрушении материальных сущностей ради высвобождения энергии. Мы сжигаем дерево, уголь, нефть; мы расщепляем атом… Очевидным результатом такого способа высвобождения энергии является значительное количество …ядовитых отходов» [42, с. 21]. Ранее люди использовали естественные силы природы, силу ветра или воды. Сегодня человек может научиться использовать энергию Солнца, космических лучей, нейтрино и еще не открытых видов энергии [42, с. 22]. Так мы видим все время увеличивающееся значение субъективного фактора, сознания и разума человека в решении глобальных проблем, процессах ноосферного развития цивилизации. Заключение. Феномен энергии исследовался людьми на протяжении нескольких тысяч лет, причем это исследование проводилось в рамках философии и науки. Энергия понималась как то, что вносит изменения на всех уровнях, начиная с сущности и кончая физическими явлениями. Понятие праны и ци в индийской и китайской философии является основополагающим для построения онтологической и космогонической картины мира. Эти энергии не только создают мир, но и поддерживают существование и обеспечивают его развитие. Описание энергии в восточных философиях приводит к утверждению наличия разумности и сознания в высших видах энергии. Прана обеспечивает существование и развитие отдельного человека через его энергетическую структуру. Энергетизм рассматривает мир как совокупность энергий, признает именно энергию источником духа и материи. Открытая А. Эйнштейном формула энергии показывает, что энергия – это все, что есть, и эта тотальная реальность состоит из вещества и поля (света). Мир – это, прежде всего, океан энергий, в котором нет ни пространства, ни времени, но есть энергетические и энергоинформационные волны. Человек своим восприятием выделяет из всего этого многообразия узкий спектр взаимодействий, существующих в физическом пространстве-времени. Учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, лежащей в основе эволюции биосферы, носит энергетический характер. Одновременное действие космических и планетарных энергий приводит к тому, что в процессе эволюции развивается центральная нервная система, растет напряженность и качество сознания. Биогеохимическая энергия в человечестве трансформируется в культурную биогеохимическую энергию, а затем и в энергию сознания. Фундаментальная проблема существования мира и энергетических процессов – соотношение энтропии и негэнтропии. Естественным результатом процессов в неживой природе является рост энтропии, деградации и разрушения, и для протекания в системе процессов усложнения необходим приток энергии извне. В живой природе свободная энергия вырабатывается самой жизнью, но биосфера в целом потребляет солнечную энергию. Системы, использующие разум для саморегуляции, балансируют и гармонизируют энтропийные и негэнтропийные процессы. Понимание энергии в постнеклассической парадигме науки должно быть скорректировано так, чтобы включить, наряду с традиционными физическими, также и информационные, семантические и психические составляющие. В связи с этим необходимо перейти к типу мышления, в основе которого лежало бы целостное планетарное сознание, непосредственное ощущение целого – ноосферное сознание. Законы роста производительности труда, неубывающего роста энергетической мощности, возрастания производства энергии на душу населения и эффективности ее использования определяют аспекты негэнтропийной функции человеческой цивилизации и развития социальной автотрофности. На пути реализации негэнтропийной функции человек вынужден развивать ноосферное сознание, чтобы на его основе перейти на новый способ отношений с природой, создать биосферосовместимую энергетику, которая станет энергетическим фундаментом социальной автотрофности и ноосферного развития.

Жульков М.В. — Феномен энергии в истории человеческой мысли // Философская мысль. – 2016.
 
 
Изменено пользователем Nag

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пропал мой текст, писала и все зря, как восстановить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минут назад, Анеле2 сказал:

Пропал мой текст, писала и все зря, как восстановить?

Попробуй стрелкой слева на браузере. Хотя после сообщения вряд ли.

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Арина сказал:

Многомерность втиснутая в двухмерность. 

 

6 часов назад, Арина сказал:

Бублик тора - это основа всего сущего в этом мире. Так устроено всё, и клетка. и человек и планета и солнечная система. Через понимание того, как работает бублик тора, можно осознать, что есть многомерность, и как к ней пробраться. Но это индивидуально, абсолютно. Это именно на уровне иного восприятия. Объяснить это невозможно словами. 

Можно поподробней? Для меня это ново.

 

7 часов назад, Арина сказал:

Или это можно назвать движением по горизонтали. Когда идёт обработка и дополнение до имеющегося. А есть движение по вертикали.

Точно. Движение по вертикали выводит на другие энергетические поля. Конечно, все описываем довольно условно, по простому.

 

4 часа назад, Nag сказал:

Вертикаль и горизонталь это линейное восприятие, тут несколько иначе, если смотреть в фас виден круг, это и есть некая замкнутая программа, но если развернуть в профиль видна бесконечная спираль, указывающая на то что каждая с виду замкнутая цепь оказывается имеет двери в следующее измерение.

Все развивается по спирали. Горизонталь вертикальной спирали - это  один виток в горизонтальной плоскости , другой виток идет на подьем в другую мерную плоскость, которая несет другое электро - магнитное поле. И так виток за витком  идет смена вибрационных частот.

Спираль не имеет точек пересечения витков, хотя.... Если взять наглядно индукционную катушку, которыми меня морил брат в детстве, то виток к витку мотаешь вплотную. Так что есть зависимость от размера растяжения спирали. Над этим надо подумать.

Была у меня такая картинка. Вращающаяся яйцеобразная сфера, внутри вращающиеся спирали вертикальные и горизонтальные, имеющие точки пересечения витков между собой. И точки соприкосновения с сетчатой оболочкой сферы. Соприкосновение вспыхивало  цветовой искрой. Эти искры создавали определенный узор на сфере. Ребят, а, ведь, вы затронули мою картинку. Пока не знаю каким боком она, но что то в этом есть, надо додумать.

Отправляю, а то и это исчезнет

Я на планшете, это на компе, а тут ничего не знаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дуальность энергии в импульсе и магните, отталкивании и притягивании. Сила действия равна силе противодействия. Источник энергии либо идентичен этому закону, либо диалектически противоположен, либо и идентичен и противоположен одновременно, как наполненная содержимым пустота, имеющая осознанность "Я Есть!" Диалектическая противоположность осознанности "Я Есть!" - импульс, мысль - "Кто Я?" как первичный импульс самоосознающей пустоты, рожденный дуальным отражением покоя "Я Есть!".

Audiatur et altera pars

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, Анеле2 сказал:

Конечно, все описываем довольно условно, по простому.

Да, всё упрощённо. Так легче видеть. 
 

 

15 часов назад, Анеле2 сказал:
22 часа назад, Арина сказал:

Бублик тора - это основа всего сущего в этом мире. Так устроено всё, и клетка. и человек и планета и солнечная система. Через понимание того, как работает бублик тора, можно осознать, что есть многомерность, и как к ней пробраться. Но это индивидуально, абсолютно. Это именно на уровне иного восприятия. Объяснить это невозможно словами. 

Можно поподробней? Для меня это ново.

Вот, здесь лаконично изложено то, о чём я говорю (и не только я))
http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=363342
 

 

Насколько сильным является магнитное поле Земли?Так 

Так выглядит магнитное поле Земли.

 

Электрические линии идут по горизонтали, как экватор.
Такую электромагнитную картину имеет атом, человек, солнечная система, вселенная и т.д. 

81284_original.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это то, что есть по образу и подобию. Что вверху, то и внизу.
Это торсионные поля. Они объединяют в себе всё. Даже строение и принципы работы физиологии человека, об этом рассказывает П.Гаряев, видео Код бога, и др. По этому принципу работает ДНК человека.
Есть и иные источники. Если начать изучать, откроются и другие источники. 
Это то, как формируется реальность. И многое другое, практически это и есть основа энергетическая построения этого мира, вселенной. 

В движении бублика тора, можно даже увидеть суть Мер-Ка-Ба. Движение в одну сторону, порождает движение в иную. Они объединённые, они выходят друг из друга. Это суть дуальности. В общем, это лично ваше воображение, что вы в этом можете увидеть ещё, кроме того, что уже рассказано об этом.

Изменено пользователем Арина
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Такое впечатление, что человечество, это мощный эксперимент. Направленный посмотреть на то, как человек с помощью развития умственных способностей, осознанности, может выйти на иной уровень существования. У него масса преград. Самая мощная, это необустроенность этого мира изначально. Для существования в этом мире, много времени уходит на обеспечение жизни. Материальность мира требует заботы и обеспечение биоскафандра, нашего тела. Идёт мощное давление с помощью этого на осознанность. Идёт подмена целей и устремлений. и многие даже не понимают этого. Или понимают, но принимают. 
Мощная игрушка - магия, колдовство, дающие возможность воровать то, чего нет. Ну и другие преграды. За этими преградами люди не видят истинной сути вещей и положения. Обманываются, покупаются. Осознанно, по глупости. 
Но часто даже не имея представления о том, что они теряют на самом деле, какие возможности закрываются и становятся недоступными. 

Потому сумеречное мышление, в такой ситуации, это огромные возможности для осознания, для движения.
Imho

Изменено пользователем Арина
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Александр, спасибо за статью. Такой цельный, обобщающий материал. Арина, это очень похожее, что я видела, только внутри другая наполненность, но просматривался стержень, а оболочка сферы яйцевидная и похожее переплетение. Приду с дачи напишу, очень многое в голове крутится.

  • ДарюБлаго! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.. Политика конфиденциальности Живой Эзотерики Политика конфиденциальности