Живая Эзотерика » Статьи » Теория. Альтернативный взгляд. » Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть пятая
Автор: aleksandr-burylov
08 марта 2012, Четверг
3 114

Мироздание в аспекте противоречия его организации и развития. Часть пятая

В пятой части статьи рассмотрим механизм аккумуляции содержания природы мира по мере развития от низших ступеней, форм природы мира к высшим. Это механизм интеграции содержания низших ступеней, уровней развития природы мира в высших ступенях. Механизм этот описывается в понятии включенного в интегральную систему высшего его низшей теневой матрицы, осуществляющей связь, взаимопорождение высшего низшим, и включенного низшего высшим. Мироздание в аспекте противоречия
его организации и развития
Часть пятая


Теневая система как механизм аккумуляции содержания
в интенсивном плане организации форм мира



Огромной заслугой В.В.Орлова является раскрытие механизма включения низшего в интегральную иерархическую стуктуру высшей формы организации природы мира. Этим механизмом выступает теневая система низшего в рамках интегральной природы высшего (уровня организации).
Обратимся к работе В.В. Орлова «Парадокс теневой системы» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып. IV. Пермь, 1970):

«Теневая система есть…посредующее звено или механизм перехода от низшего к высшему… Идея теневой системы может быть выражена…в следующей форме: каждый «шаг» высшего должен быть обоснован соответствующим «шагом» низшего. … Являясь необходимым элементом объяснения развития,…понятие теневой системы приводит, однако, к парадоксу… развития.

В генетическом плане парадокс состоит в том, что теневая система во времени должна предшествовать высшей (интегральной) системе, но…, являясь теневой, т.е. завися от высшей системы, она должна формироваться в соответствии с ещё не возникшей системой высшего, которая в свою очередь формируется на основе теневой системы. В актуальном плане парадокс теневой системы заключается в том, что изменения на уровне теневой системы должны предшествовать изменениям на уровне собственно высшей системы, однако первые…должны определяться характером последних. Поскольку высшее не является пассивным сопутствующим феноменом (эпифеномен), высшее должно обладать способностью инициации собственных процессов».
Постановка вопроса о парадоксе теневой системы низшего в рамках интегральной системы высшего есть по сути формулировка проблемы развития как возникновения нового, отсутствующего в старом.

Проблема возникновения в философских подходах материализма-дарвинизма и буквалистского креационизма
В рамках материалистически-дарвиновского подхода к развитию источником возникновения нового в развитии выступает случайная флуктуация, порождающая бифуркации, которые выводят систему из равновесного состояния и служат источником процессов самоорганизации, возникновения порядка из хаоса. В биологии (СТЭ – синтетическая теория эволюции) этот подход выражается в понятиях ненаправленного случайного мутагенеза и направляющей роли в эволюции естественного отбора.

Креационизм предлагает диаметрально противоположный подход. Сперва происходит процесс сотворения всего мироздания в основных его характеристиках и во всей сложности сотворенного мира. Затем проявляются зачаточные элементы развития-эволюции от сложного всеобщего к простому частному в рамках частных адаптаций к среде всеобщего сложного (в биологии – внутривидовая изменчивость, селекция сортов и пород в рамках одного вида; онтогенегическое развитие «яйцо-курица», или от эмбриона до половозрелости особей). Такая трактовка развития по сути низводит развитие до функционирования раз и навсегда данных изначально сотворенных систем «родов» всего сущего.

Если исходить из позиций эзотеризма, использовать диалектический метод познания, мы получим существенно иную картину развития-эволюции мира. В чем прав креационизм – это положение о том, что мир изначально не является хаосом, низшей ступенью простоты. Вся сложность мироустройства изначально присутствует в мироздании – в Едином. Мироздание не есть стихийный процесс самоорганизации эволюционного развития от хаоса к порядку.
Заблуждение креационизма в том, что этот подход отметает саму идею развития как возникновения, перехода от одного состояния мира к другому. Креационизм абсолютизирует сторону целостности природы мира, исключает развитие из Божественного творения, и в результате, разрывая диалектические стороны мироздания устойчивость, целостность, неизменность (одна сторона) и возникновение, переход, развитие (вторая сторона) лишает организацию природы мира «своего другого» (развития), без чего сама организация не может существовать. Теряется связь, объединяющая части, уровни, элементы организации мира между собой. Между низшими и высшими системами, между элементами систем устраняется взаимоотношение (ибо нет связи, перехода, нет процесса) по причине отрицания эволюции-развития.

Заблуждение дарвинизма-синергизма в том, что отрицается наличие в мироздании изначально Божественного порядка и разумная эволюция подменяется идеей саморазвития, самоорганизации от хаоса к порядку на основе изначального отсутствия порядка через случайные флуктуации к статистически невероятному повышению организованности в случайной по своей природе эволюции.

В соответствии с эзотерическим подходом проявление мироздания в мегацикле Махаманвантары от первых шагов эволюции мира до конечного этапа воссоединения потока жизни с Единым проходит под руководством конструкторов эволюции мироздания (Дхиан Коганы в «Тайной доктрине»). Высшие разумные силы реализуют Программу эволюции мироздания. Эта Программа мироздания присутствует в любой частице мироздания как Эволюционный Код (поскольку Бог присутствует во всем творении, часть несет в себе целое). Фрагментом этого Эволюционного Кода выступает генетический код биологических существ.
Переход от низшей ступени эволюции к высшей есть развитие, разворачивание, актуализация содержания высшей ступени, потенциально (в Эволюционном Коде) содержащейся в низшей. Эволюционные переходы от низшего к высшему происходят не автоматически как самоорганизация высшего из низшего, а проводятся Конструкторами Эволюции, Высшими силами, предстающими для невежественного пока еще человека как законы природы, силы природы.
В рамках сегодняшней науки невозможно объяснить переходы от «неживой» химической формы мира к живой материи биологической формы мира, от одноклеточных организмов к многоклеточным, от животного царства к царству человека и так далее. Человек на его сегодняшнем уровне развития может сослаться только на Высшие силы, Высшие законы, либо как поступают дарвинизм и буквалистский креационизм сослаться или на отсутствие Плана (стихийная самоорганизация), или на отсутствие Эволюции как таковой (творение уже совершено и развитию нет места).
Есть попытки среди христианских теологов совместить идею эволюции с идеей Божественного творения (Тейяр де Шарден «Феномен человека»).
Решение парадокса теневой системы В.В. Орловым

В.В. Орлов сделал попытку выйти за рамки материалистического монизма при исследовании парадокса теневой системы. За эти взгляды в совокупности с философской концепцией мироустройства «материя, развитие, человек» впоследствии он был обвинен ортодосальными советскими философами-материалистами в проповедовании телеологизма.

Взгляд В.В. Орлова на решение парадокса теневой системы (в той же работе):

«…решение парадокса теневой системы было предложено А.Н. Кобловым (1970). Известно, что в определенном аспекте развитие выступает как взаимодействие актуального и потенциального содержаний. Исходя из этого представления, А.Н. Коблов предлагает считать, что парадокс предварения теневой системой системы высшего (понятом в интегральном смысле слова, т. е. включающего в себя и свою основу – теневую систему) есть результат развертывания потенциального содержания низшего, в силу чего теневая система и собственно высший уровень одновременно и во взаимодействии друг с другом определяются и направляются этим процессом актуализации потенциального содержания низшего».

В решении парадокса теневой системы А.Н. Коблов по сути дела выходит за рамки материалистического монизма, поскольку пытается решать парадокс диалектическим способом. В решении парадокса он отдает дань своей философской партийной принадлежности односторонним сведением субстрата процесса актуализации потенциального содержания к низшему как источнику актуального и потенциального содержания. Последовательное же проведение диалектического подхода требует признания зависимости процесса актуализации потенциального содержания при переходе от низшего к высшему как от низшего (поскольку, с одной стороны, актуализируется его потенциальное содержание), так и в той же мере от высшего (поскольку потенциальное содержание низшего, с другой стороны, есть не его содержание, а содержание «своего другого» - высшего). В то же время Коблов признает, что актуализация потенциального содержания низшего теневого уровня и собственно высшего уровня организации идет «одновременно и во взаимодействии друг с другом».

На языке диалектического дуализма предложенное А.Н. Кобловым решение парадокса примет следующий вид. Теневая система низшего и собственно высшее порождают друг друга через разрешение противоречия низшего и высшего, когда низшее служит основой для реализации высшим потенциального содержания в актуальное содержание собственно высшего уровня организации природы предмета, а собственно высший уровень организации предмета является условием, высшим законом, планом, определяющим направление и содержание развития низшей теневой системы, актуализации в ней того потенциального содержания, которое адекватно природе собственно высшего уровня.

Таким образом, теневое низшее и собственно высшее взаимно производят друг друга, являются по отношению друг к другу одновременно и первичным и вторичным. Только с данных позиций дуализма возможно сохранить диалектику взаимоотношения противоположностей, не скатываясь к монистической позиции односторонней зависимости высшего от низшего (в вопросе генезиса высшего из низшего), либо односторонней зависимости низшего от высшего (в вопросе функциональной зависимости низшего от высшего в иерархической системе интегрального высшего).

Обобщенное выражение концепция теневой системы получила в статье В.В. Орлова «Предмет, структура и проблемы философской теории пограничных наук» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып. V. Пермь, 1972):

«Высшее и низшее…суть различные системы, находящиеся в отношениях, выражающих процесс развития. … Переход от низшего к высшему есть возникновение высшей системы из низшей с сохранением последней и её включением в высшую систему. …низшее реорганизуется в соответствии со структурой высшего уровня и образует третью, своего рода промежуточную, но относящуюся к низшему уровню систему. Эта система является проекцией высшего уровня в низшем, своего рода эквивалентом высшего в низшем, изоморфна высшему и была условно названа…теневой системой. Понятие теневой системы…позволяет…объяснить как переход низшего в высшее, так и существование низшего в составе высшего уровня, «пригнанность» или согласованность низшего и высшего».
В других работах понятие теневой системы низшего дополняется понятием матричного копирования высшего с шаблона, матрицы, роль которой выполняет теневая система. С позиций диалектического дуализма следует отметить, что формирование самой матрицы (низшей теневой системы), на базе которой функционирует высшее (каждый шаг высшего имеет соответствующее обоснование в изменениях теневой системы), есть результат не абстрактно понимаемого развития низшего, а результат определяющего влияния на низшее собственно высшего уровня организации. Развитие включенного низшего как теневой системы есть результат воздействия на низшее сферы собственно высшего уровня, которое распространяет действие своей высшей природы (как силы, закона) на низшее, направляя процесс реализации потенциального содержания низшего в адекватную своей природе специфическую разновидность низшего.

Переход от низшего к высшему есть не буквальное порождение низшим высшего (гусеница окуклилась и низшее породило высшее – вылупилась из кокона бабочка), а есть вступление низшего в сферу действия законов высшего, определяющих переход по высшему плану, проекту в низшую теневую систему высшего, на базе которой актуализировалось собственно высшее (живой организм-клетка, базирующийся на сложнейшей низшей теневой химической системе органических химических соединений, организованных в систему и функционирующих в интересах и под контролем высшего биологического интегрального – биологического организма – клетки). Переход от низшего к высшему (от химического к биологическому, в частности) не есть процесс самоорганизации, а есть процесс реализации высшего по эволюционной программе, который (переход) осуществляют разумные силы эволюции (от элементалов до Дхиан Коганов по Тайной доктрине). Те конструкторы и движители эволюции, которые осуществляют в ходе эволюции переходы от низшего к высшему, от старого к новому, от прошлого к будущему, незримы и неведомы человеку в его настоящем состоянии развития. Они предстают для человека на языке науки силами, или законами, природы, а для верующих людей – промыслом Божиим.

Идею матричного копирования высшего с низшей теневой системы использует А.Н. Коблов в работе «Соотношение физической и биологической форм материи в молекулярно-кинетическом аспекте» (В сб. Философия пограничных проблем науки. Вып. 3. Пермь, 1970):

«В процессе матричного копирования происходит реализация …потенциального содержания низшего в актуальное содержание высшего уровня».
Это очевидно упрощенный подход к проблеме матричного копирования высшего со своей низшей основы. В процессе матричного копирования имеет место переход потенциального содержания в актуальное как в отношении низшего, так и в отношении высшего. Каждая сторона интегрального целого (низший и высший уровни организации предмета) представлена противоречием актуального и потенциального.

Низшая матрица собственно высшего не может предшествовать собственно высшему в той форме, как предлагает автор, то есть как независимая от высшего низшая матрица, порождающая актуальное содержание собственно высшего уровня. До того, как есть высший уровень актуально, не может существовать низшей матрицы как противоположности высшего. Чтобы низшая теневая матрица высшего была сформирована и могла начать функционировать, обеспечивая существование и функционирование собственно высшего уровня организации, должны действовать законы высшего уровня организации, приводящие организацию низшего в специфическую её разновидность – теневую матрицу.

Так, теневая матрица - физическая организация химического атома возможна только тогда, когда действуют химические законы, силы, подчиняющие своей высшей власти физические законы. Химическое высшее побуждает физический уровень организации формировать физическую структуру атома, объединять физические элементы (протоны, нейтроны, электроны) в физическую теневую структуру атома. На базе физической теневой структуры атома проявляет себя в бытии химической формы мира атом – химический элемент, обладающий высшими (по отношению к физическому уровню) химическими свойствами, проявляющий элементарную химическую природу собственно химического уровня интегральной химической организации. В рамки интегральной химической природы атома включена подчиненная химическому теневая физическая система (атом как специфическая разновидность физического). Вне интегральной химической природы атома его теневая физическая система не жизнеспособна. Вне сферы законов химического физическая сруктура атома дезинтегрируется на элементы свободного собственно физического уровня организации.
Заблуждение редукционистов, сводящих сложность и специфику высших уровней организации к простоте «первокирпичиков материи», заключается в том, что они не видят специфики высших уровней организации природы мира, считают, что всё химическое, биологическое и социальное качественное разнообразие можно вывести из элементарного физического.

Низшая матрица как теневая система в рамках интегрального высшего, как адекватность, изоморфность низшего природе собственно высшего содержится в низшем уровне организации лишь как потенциальная способность до момента вступления в сферу действия законов высшего уровня организации. Лишь с этого момента формируется разновидность низшего – теневая система-матрица, выступающая низшей основой, обусловливающей существование собственно уровня организации интегральной высшей системы.

Т.о., процесс матричного копирования высшего с теневого низшего есть диалектический по сути механизм существования предмета как разрешение противоречия противоположных сторон природы предмета, в котором полярные стороны предмета (низший и высший уровня организации, потенциальное и актуальное содержание) взаимно порождают друг друга, не сводятся к односторонней зависимости одной от другой.

В сфере действия законов высшего потенциальное содержание низшего переходит в актуальное содержание включенного низшего как теневой системы, матрицы собственно высшего. В свою очередь потенциальное содержание собственно высшего (выступающее действием законов высшего еще до актуализации содержания высшего в организационную структуру собственно высшего уровня) обусловливает возможность перехода потенциального содержания низшего в актуальное содержание теневой низшей системы – матрицы собственно высшего уровня. Кроме того, потенциальное содержание собственно высшего само оказывается производным от теневой матрицы, обусловливающей возможность перехода потенциального содержания собственно высшего в актуальное содержание, адекватное природе матрицы, его породившей, само, в свою очередь, определившее переход своего (теневого) содержания низшей основы из потенциальной формы в актуальную.

Общий итог раздела. Разработанный школой В.В. Орлова механизм перехода в развитии от низших уровней организации к высшим посредством интеграции высшими уровнями организации богатства содержания низших ступеней развития мира, или включение в интегральную природу высшего снятого низшего как своей низшей теневой системы, выступает аккумуляцией содержания природы мира по мере развития от низших к высшим ступеням, формам организации природы мира в интенсивном плане развития мира.

Включение низшего в интегральную природу высшего означает, также, родство тождественность содержания высших форм природы мира содержанию всех низших форм природы мира, или окружающей высшее внешней среде, представленной предметным разнообразием невключенного, или свободного, низшего. Это соотношение высшего и низшего является основой ценотического плана сосуществования организационно разноуровневых форм природы мира, или экологического плана бытия мира.

От рассмотрения механизмов организации и развития природы мира перейдем к характеристике организационного плана природы основных форм мира.

голосов: 0
рейтинг: 0
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Живая Эзотерика. Магия внутренней вселенной человека. © 2005-2023
Для получения статистической информации и нормального функционирования наш сайт собирает метаданные посетителей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении).
Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт. Подробнее читайте в политике конфиденциальности сайта и форума Живой Эзотерики


Рейтинг@Mail.ru